Программа выявления талантов детей УМКА_ДОУ 24

1

Содержание программы
Паспорт программы.
1. Актуальность программы.
2. Пояснительная записка.
3. Механизм реализации программы.
4. Общие принципы реализации учебно-воспитательного процесса с
талантливыми детьми.
5. Выявление, поддержка талантливых детей с ОВЗ.
6. Формы работы с детьми с талантливыми детьми.
7. Направление работы в рамках программы.
8. Основные этапы реализации программы.
9. Ожидаемые результаты программы.
10. Оценка эффективности реализации программы.
11. Мониторинг качества реализации Программы.
12. Заключение.
13. Список литературы.
Приложения:
Приложение № 1. Методика «Определение склонностей ребенка»
Приложение № 2. Методика экспертных оценок по определению одаренных детей
(Лосева А.А.)
Приложение № 3. Диагностическая проективная методика «Древо желаний»
(Юркевич В.С.)
Приложение № 4. Экспресс-анкета «Талантливый ребенок» (для воспитателя)
Приложение № 5. Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса «Дорисовывание фигур»
Приложение № 6. Карта талантливого ребенка
Приложение № 7. Индивидуальный маршрут сопровождения талантливого
ребенка.
Приложение № 8. Перспективный план мероприятий психолого-педагогического
сопровождения талантливых детей.

2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программа «УМКА» психолого-педагогического сопровождения
Программы
талантливых детей дошкольного возраста на 2021-2024 учебные
годы МБДОУ «Детский сад № 24 «Светлячок»
Основание для
разработки
программы

Заказчики
программы

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598;
2013, №19, ст. 2326; № 30, ст. 4036) п. 6 ч. 1 ст. 6.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Закон об образовании Свердловской обл. от 15 июля 2013
года N 78-оз. (с изменениями на 20 апреля 2021 года)
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 01.01.2021г.
Родители (законные представители), педагогический коллектив.

Руководитель
программы

Сорокина Т.Ю. – заведующий МБДОУ «Детский сад № 24
«Светлячок»

Составитель
программы

Уткина Е.В. – заместитель заведующего по воспитательной и
методической работе МБДОУ «Детский сад № 24 «Светлячок»

Исполнители
программы

Участники образовательного процесса (педагоги, специалисты,
дети, родители (законные представители))

Срок
реализации

2021-2024 учебные годы

Цель

создание оптимальных условий для выявления, формирования и
развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в
соответствии со способностями

3

Задачи
программы

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
программы

Система
контроля за
исполнением
программы
Источники
финансирования

- выявить детей с признаками талантливости в условиях ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с
талантливыми детьми в ДОУ;
- интеграция основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой,
психомоторной (спортивной) и академической одаренности
детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и
родителей по вопросам сопровождения талантливых детей.
- создание банка данных детей с предпосылками различных
видов талантов;
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в
образовательных, творческих и других направлениях
деятельности, к которым у них есть способности;
- высокая динамика развития продуктивного творческого
мышления детей с общей талантливостью.
Результаты мониторинга качества образования,
административный, тематический контроль с оказанием
практической помощи.
Бюджетные, внебюджетные средства.

4

Талант - выдающиеся способности человека,
проявляемые
в
определённой
сфере
деятельности, позволяющие на основе
принятия
нестандартных
решений
добиваться высоких результатов.
1. Актуальность программы
В современное время проблема выявления талантов детей дошкольного
возраста и организации работы с ними вызывает большой интерес. Это связано с
возрастанием количества талантливых детей и с происходящими социальноэкономическими преобразования в государстве и усилением внимания к
одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал
рассматриваться в качестве основного капитала государства. Заниматься
талантливыми детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное
раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но
и для общества в целом.
Раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей составляет
одно из перспективных направлений развития системы образования,
одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой
самореализации личности.
Талантливые дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от
других:
- легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
- существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной
самостоятельностью;
- стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
- высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным
увлечением любимым делом.
Поэтому, для развития творческих способностей в образовательных
учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками
одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему
развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя
усилия воспитателей, специалистов, родителей.
2. Пояснительная записка
Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания является
обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с
целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Работа с
талантливыми детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности
5

детского сада. Выявление таких детей осуществляется на основе наблюдения,
изучения психологических особенностей и диагностических данных (уровень
речи, памяти, логического мышления). Выявить, поддержать и развить
индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей это особо важные задачи воспитания и обучения талантливых детей в детском
саду.
Решая вопрос об организационных формах работы с талантливыми детьми,
следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые
группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах
вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей
социальной адаптации талантливых детей и одновременно выявить их среди
других воспитанников. Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие
талантливых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной
из приоритетных социальных задач.
Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой
области. Однако мировая практика работы с талантливыми детьми указывает на
то, что присутствии валидных методов идентификации талантливости эта работа
может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, психодиагностических
процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией
талантливости. В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди
педагогов, а также родителей для формирования у них научно-адекватных
современных представлений о природе, методах выявления и путях развития
талантливости.
Сложность этих задач определяется наличием широкого спектра подчас
противоречащие друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно
разобраться педагогам и родителям. Поэтому становится актуальная разработка
Программы выявления и развития талантов детей дошкольного возраста, которая
выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с
талантливыми детьми.
Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и
развития талантливых детей, их самореализации в соответствии со
способностями.
Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными
навыками
и
высокими
адаптивными
возможностями
на
фоне
высоконравственных убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства
детского сада для социально значимой реализации индивидуальной
образовательной стратегии одаренных детей.
6

Развивающая цель: развитие способностей талантливых детей к включению в
любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных
потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы:
- выявить детей с признаками талантливости в условиях ДОУ;
- определить основные направления работы с талантливыми детьми в ДОУ;
- осуществить интеграцию основного и дополнительного образования;
- разработать план мероприятий для развития творческой, психомоторной
(спортивной) и академической одаренности детей;
- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам
сопровождения талантливых детей.
3. Механизмы реализации программы
1. Внедрение в практику мониторинга талантливости и ее дальнейшего развития
методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и
современные подходы к работе с одаренными детьми.
2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на
управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
3. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной
траектории развития, как учителя, так и ученика.
Выделены следующие сферы талантливости ребёнка и их критерии:
Интеллектуальная сфера:
ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и
исключительной памятью;
- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически
применяет свои знания;
- проявляет исключительные способности к решению задач;
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность;
- часто с головой уходит в то или иное занятие;
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли;
- ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно
хорошо понимает и запоминает прочитанное;
- ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью
выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего
возраста понимание математических отношений;
- ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные
способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст
понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные
понимания.
7

Творчество:
- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в
интересную работу, занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё посвоему;
- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании
материалов и идей;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера:
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и
точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует
хороший уровень развития основных двигательных навыков.
4. Общие подходы и принципы учебно-воспитательного
процесса с талантливыми детьми
1. Системный подход, который реализуется через:
- интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех
этапах становления, развития их личности;
- интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития
талантливых детей, учитывая их способности;
- взаимосвязь образования, обучения и воспитания талантливых детей с
развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой
деятельности детей;
- взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе
спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с
индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;

8

- направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника
как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоциональноволевую сферы;
- обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебновоспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
- наличие соответствующей подсистемы организационно-методического
обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и
издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов,
проведение конференций, семинаров и т.д.).
2. Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке
творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать
окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и
добра».
3. Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей
заключается в том, что каждый талантливый ребенок должен воспитываться,
обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой
направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей.
Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в
котором раскрывается его талант, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие
ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом.
4. Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития
талантливых детей предполагает, во-первых, что процесс развития таланта будет
протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования,
вступления в самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы
творческих способностей, восприятия и деятельности, заложенные в самом начале
(в семье, в других формах занятий с дошкольниками) будут последовательно
проходить все более усложняющиеся этапы развития, видоизменяясь в целом, но
сохраняя и обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и
искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном
преобразовании действительности.
5. Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с
талантливыми детьми. Содержание и формы творческой деятельности
талантливых детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане
были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие
способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств.
6. Комплексный подход к работе с талантливыми детьми предполагает реализацию
и взаимодействие следующих принципов:
- принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на
интегративной основе;
9

- принцип психологической готовности талантливого ребенка заняться любимым
делом, именно тем, в котором он проявляет свой талант, если ребенок
почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет
относиться с отвращением;
- принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных
условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и
т.д.);
- принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на
потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных
инструментов, приборов, так как потом все это может оказаться
невостребованным и уже ненужным;
- принцип полифонии, суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе
развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были
задействованы все органы чувств.
5. Выявление, поддержка талантливых детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами,
способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ОВЗ
требуется специальная помощь и поддержка. Недаром, таких детей часто
называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их
особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи.
Однако особые условия развития таких детей – наличие того или иного дефекта,
напротив, может стать дополнительным стимулом к развитию талантов и
высоким достижениям. Выдающийся психолог, основатель индивидуальной
психологии Альфред Адлер считал, что движущей силой развития личности
становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и
слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей
беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление своей
неполноценности становится главной целью развития человека. В случае
благополучного развития эта задача может быть решена двумя способами – путем
компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверхкомпенсации,
когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которая,
казалось бы, должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта. Так,
заикающийся человек становится оратором, испытывающий тревогу публичных
выступлений и социальной оценки – общественным деятелем или актером,
певцом, музыкантом, тотально слепой человек становится талантливым ученым.
Талант преодоления определяется готовностью и способностью личности ставить
цель и работать над ее достижением, преодолевать препятствия, верить в себя и
будущее, уметь сотрудничать с другими людьми, уважать себя и других.
10

6. Формы работы с талантливыми детьми
- индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в
практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных
форм занятий;
дополнительные занятия с талантливыми дошкольниками, подготовка к
конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам, онлайн тестам;
- участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
- консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также
спортивных секций по интересам;
использование современных средств информации (компьютерные
образовательные игры);
- создание детских портфолио.
7. Направления работы в рамках программы
Координационное направление:
- организация работы всего коллектива детского сада;
- создание предметных базовых площадок;
- интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного
образования;
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- ресурсное обеспечение;
- контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления талантов;
- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления талантливых
детей;
- проведение диагностики талантливых детей;
- диагностика условий обучения и развития талантливых детей;
- создание банка данных «Талантливые дети ДОУ».
Кадровое направление:
- определение критериев эффективности педагогической работы с талантливыми
детьми;
- повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
- оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
- создание творческой группы педагогов, работающих с талантливыми детьми;
11

- создание условий для отработки и применения новых педагогических
технологий.
Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития талантливых детей;
- организация кружков по социально-коммуникативному, познавательному,
речевому, художественно-эстетическому развитию детей, секций по физическому
развитию детей;
- создание условий для участия талантливых детей в конкурсах и других
интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы психологического сопровождения талантливых детей;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
привлечение
внимания
педагогической
общественности,
органов
государственного управления, средств массовой информации к проблемам
талантливых детей;
- организация работы библиотеки;
- создание банка образовательных программ, диагностических и методических
материалов;
- информационная поддержка педагогов, работающих с талантливыми детьми.
8. Основные этапы реализации программы
Реализация программы выявления и развития талантов детей дошкольного
возраста «УМКА» рассчитана на 3 учебных года.
1 этап – диагностико-организационный (2021-2022уч. год)
Цель: создание условий для формирования системы работы с талантливыми
воспитанниками в детском саду.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконных актов по данной проблеме.
2. Разработать программы работы с талантливыми детьми.
3. Разработать структуру управления программой, должностных инструкций,
распределение обязанностей.
4. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации
программы.
Планируемые мероприятия:
1.
Проведение
комплексной
психолого-педагогической
диагностики
индивидуальных особенностей воспитанников на всех ступенях учебновоспитательного процесса.
12

2. Изучение воспитателями стратегий и технологий работы с талантливыми
детьми.
3. Создание творческой работы воспитателей по работе с талантливыми детьми.
4. Социально-психологическая и методическая подготовка воспитателей детского
сада, ознакомление с передовым опытом в области работы с талантливыми
детьми.
5. Создание нормативно-правовой базы.
6. Создание системы диагностики развития талантов детей в процессе реализации
программы.
7. Создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов дошкольных
учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования.
8. Разработка авторских и корректировка имеющихся программ воспитателей по
различным видам деятельности в ДОУ, дополнительного образования и
индивидуальных образовательных маршрутов.
2 этап – реализационный, организационно-практический (2022-2023уч. год)
Цель: апробация системы работы с талантливыми детьми.
Задачи:
1. Диагностика склонностей воспитанников.
2. Разработать методические рекомендации по работе с талантливыми детьми,
основам научного исследования, материалов для проведения различных
мероприятий (тематические недели, декады), праздников.
3. Формировать методическую библиотеку детского сада по работе с
талантливыми детьми.
4. Повышение квалификации педагогов в области работы с талантливыми детьми.
Планируемые мероприятия:
1. Организация деятельности психолого-педагогической службы по работе с
талантливыми детьми.
2. Внедрение педагогических технологий по развитию детских талантов.
3. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток
по работе с одарёнными детьми.
4. Пополнение и обновление банка данных «Талантливые дети ДОУ», банка
данных образовательных программ, методических материалов, диагностических
методик.
5. Психологическая, педагогическая и социальная поддержка талантливых детей.
6. Методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и
совершенствование профессионального мастерства педагогов.
7. Систематическая и целенаправленная работа с талантливых детьми в ДОУ,
регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий.
13

3 этап – итогово-аналитический (2023-2024уч. год)
Цель: переход системы работы с талантливыми детьми в режим
функционирования.
Задачи:
1. Анализ итогов реализации программы.
2. Осуществить преемственность в воспитании и развитии талантливых детей на
всех этапах воспитания и обучения в детском саду.
3. Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
4. Обобщить и презентовать результаты работы детского сада в реализации
программы.
Планируемые мероприятия:
1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
2. Коррекция проекта и уточнение программы.
3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.
4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
5. Сравнительный анализ и обобщение результатов развития талантливых детей.
6. Мониторинг личных достижений воспитанников.
7. Анализ деятельности воспитателей по организации работы с талантливыми
детьми.
8. Создание системы работы с талантливыми детьми в условиях детского сада.
9. Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их
решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в
этом направлении.
9. Ожидаемые результаты программы
В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие
результаты по итогам реализации программы:
1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до
7 лет.
2. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности
каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и
психического здоровья.
3. Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в
конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.
4. Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и
сопровождения талантливых детей.
5. Создание необходимой материально технической базы детского сада для
работы с талантливыми детьми.
14

6. Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с
талантливыми детьми.
10. Критерии эффективности реализации программы
1. Количество дошкольников, занявших призовые места в конкурсах, фестивалях,
спортивных соревнованиях различного уровня.
2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду,
удовлетворенности родителей, общественности воспитательно-образовательным
процессом в ДОУ.
3. Количество детей, успешно справляющихся с усвоением образовательной
программы ДОУ.
4. Количество детей, охваченных дополнительным образованием.
5. Расширение перечня программ дополнительного образования ДОУ.
6. Количество детей, охваченных дополнительным образованием вне ДОУ.
7. Количество выпускников, продолжающих получать дополнительное
образование по профилю, полученному в ДОУ.
11. Мониторинг качества реализации Программы выявления и развития
талантов «УМКА» для детей дошкольного возраста
Первоначальным этапом анализа работы по развитию детских талантов
является
диагностический
блок,
подразумевающий
использование
разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей,
тестирование педагога-психолога, оценки специалистов ДОУ.
Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной
достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного
отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников,
которые охватывают познавательную и личностную сферу развития,
поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную
сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления. Это дает
возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать
развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.
Таким образом, интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе
говоря, таланты ребенка, не могут быть сведены к какой-то одной характеристике,
как это было раньше, например, высокий коэффициент интеллекта. Это
понимание влечет за собой иное отношение к его выявлению и развитию. Особое
сочетание личностных характеристик ребенка составляют его личностный
потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти
черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть замечены как
педагогом, так и родителями.
15

12. Заключение
Программы выявления и развития талантов «Умники» для детей
дошкольного возраста способствует созданию условий для построения
образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое,
интеллектуальное, и творческое развитие талантливых детей, на реализацию и
совершенствование их способностей. Определены основные этапы создания
условий для целенаправленной и системной работы с детьми со способностями.
Программа доступна к использованию в любом дошкольном учреждении.
Она позволяет скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в
направлении работы с детьми, имеющими скрытые таланты.
Методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления
талантливых детей позволяют активизировать творческое мышление применимо к
различным содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольном
учреждении.
Подбор диагностических методик предусматривает принцип минимальной
достаточности содержания для наиболее эффективного и адекватного
отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, что
позволяет определить приоритетную сферу их интересов, а также уровень
развития творческого мышления.
Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять
сопровождение детей с проявлением талантов в педагогическом процессе,
способствуя развитию их способностей и творческого потенциала.
13. Список литературы
1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование,
конспекты занятий, психологическое сопровождение. Волгоград: Учитель, 2012.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Питер,
2011.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Мозайка, 2010.
4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в
образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.:
ГОМЦ «Школьная книга», 2012.
5. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва:
Педагогическое общество России, 2013.
6. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. М.: Просвещение,
2012.
16

Приложение № 1.
Методика «Определение склонностей ребенка»
Подготовительная работа
Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному
ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из
расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе
листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На
втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и
делаются соответствующие выводы.
Инструкция для проведения
Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо
знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на
каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На
бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию.
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов.
Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–),
если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и
этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь
ответить, оставьте данную клетку не заполненной.
Чек-лист вопросов
 Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
 Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
 Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и
решения.
 Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и
занятиям.
 Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много
времени за лепкой и рисованием.
 Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом
объеме физических движений.
 Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и
следствием.
 Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний,
не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
 Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и
неожиданное.
 Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
 Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на
характер и настроение музыки.
 Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
17

Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой
словарный запас.
 Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают
и не догадываются.
 Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит
пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
 Часто руководит играми и занятиями других детей.
 Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и
очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит
необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
 Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
 Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
 Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а
детям постарше.
 Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,
использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие
средства).
 Легко общается с детьми и взрослыми.
 В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
 Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
 Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными
понятиями.
 Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет
большой интерес и исключительные способности к классификации.
 Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
 Инициативен в общении со сверстниками.
 Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
 Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол
и др.)
 Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
 Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих
отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы,
слова.
 Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
 Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки,
характерные для его возраста.
 Легко входит в роль какого-либо персонажа.
 Бегает быстрее всех детей в детском саду.


18

Лист ответов
______________________________________________
(Фамилия, имя ребенка)
_____________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя) дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Обработка результатов
Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на
шесть сфер:

интеллектуальная;

академических достижений;

творческого, продуктивного мышления;

общения и лидерства;

художественная;

двигательная.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и
минусов по вертикали (плюс-минус взаимно сокращаются). Количество плюсов
(минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

19

Приложение № 2.
МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)
Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои
таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по
пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то
характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если
они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте
баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее
количество
набранных
баллов
внутри
одной
области
(например,
«интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой
области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты
по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и,
ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые
характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и
физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается
«западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный
ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина,
когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка
должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный
работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный
руководитель и несколько учителей по разным предметам.

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.

I. Интеллектуальная сфера
Высокая познавательная активность, мобильность.
Быстрота и точность выполнения умственных операций.
Устойчивость внимания.
Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без
специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что
нужно запомнить.
Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается
в мыслях.
Богатство активного словаря.
Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо
улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и
следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто
прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины
поступков других людей, мотивы их поведения.
Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
Развитость творческого мышления и воображения.
20

10.Владение основными компонентами умения учиться
11.Способность контролировать собственную творческую деятельность,
повышенный темп умственного развития.
12.Возможность предвосхищения результата деятельности.
II. Сфера академических достижений
1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.
3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
6. Читает книги, статьи, детские научно-популярные издания (энциклопедии) с
опережением своих сверстников на год – два.
7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием
и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем
чтение художественной.
9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не
получился.
10.Пытается выяснить причины и смысл событий.
11.Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
12.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Ш. Творчество
1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
5. Любит рисовать.
6. Проявляет тонкое чувство юмора.
7. Не боится быть таким, как все.
8. Склонен к фантазиям, к игре.
IV. Литературные сферы
1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая
разрешением какого-либо конфликта.
2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже
знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную
мысль.
21

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события,
о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
7. Любит писать рассказы или статьи.
8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и
настроения.
V. Артистическая сфера
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
2. Интересуется актерской игрой.
3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность
разыграть какую-либо драматическую сцену.
5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чемлибо с увлечением рассказывают.
7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит
уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после
«экспериментальной» проверки может от нее отказаться.
VI. Музыкальная сфера
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
VII. Техническая сфера
1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей
поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для
создания новых поделок, игрушек.
5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
6. Любит рисовать чертежи механизмов.
22

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
VIII. Двигательная сфера
1. Тонкость и точность моторики.
2. Развитая двигательно-моторная координация.
3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей,
футбол, баскетбол и т.д.).
IX. Сфера художественных достижений
1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и
очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит
необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо
события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней,
марок, открыток и т. д.).
6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления
игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на
игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции,
имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и
настроение.
8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать
события или вещи в трех измерениях в пространстве.
9. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми.
Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное
в своих работах.
X. Общение и лидерство
1. Легко приспосабливается к новой ситуации.
2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
3. Высокая общительность с окружающими.
4. Стремится к доминированию среди сверстников.
5. Сверстники обращаются за советом.

23

Приложение № 3.
Диагностическая проективная методика
«Древо желаний» (Юркевич В.С.)
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и
словесные ситуации).
1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? – 6
мин.
2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него?
(регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты
хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать
любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5
мин.
5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О
чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь
делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал?
- (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
 Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
 Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
 Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
 Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи
явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
 Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только
конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
 Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например,
их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным
уровнем сложности.
Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без
познавательных целей.

24

Приложение № 4.
ЭКСПРЕСС-АНКЕТА «ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»
(для воспитателя)
Анкету заполнил: ______________________________________________
Группа: __________________
Вопросы
Кого из детей в группе Вы
считаете талантливым?
В чем проявляется талант Ф.И. ребенка
ребенка?

Ответы
Проявления одаренности

Какое поведение у этих детей Ф.И.ребенка

В нескольких словах о
поведении каждого ребенка

Взаимоотношения детей со Ф.И. ребенка
сверстниками

Как сложились отношения с
остальными детьми

Есть ли трудности в работе с
этими детьми?
Кто из родителей в группе
считает
своего
ребенка
талантливым?

25

Приложение № 5.
Диагностика творческого потенциала.
Тест Торренса «Дорисовывание фигур»
Даная методика является модифицированным вариантом методики Е.П.
Торренса.
Цель: определить уровень творческого потенциала ребенка.
Подготовка и проведение исследования.
Детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры,
так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале.
(см. приложение)
Обработка данных:
0-2 балла – ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое;
неопределенные штрихи и линии.
3-4 балла – нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей;
фантазия не угадывается.
5-7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными
дополнениями.
8-9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.
10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые
элементы, превращенные в образы.
Низкий уровень – от 0 до 2 баллов
Средний – от 3 до 7 баллов
Высокий – от 8 до 10 баллов

26

Приложение № 6.
Карта талантливого ребенка
(находится в кабинете заместителя заведующего по воспитательной и
методической работе)
1.
ФИО ребенка.
2.
Возраст ребенка (год, месяц).
3.
Сведения о родителях.
4.
Состав семьи.
5.
Статус семьи.
6.
Результаты психологической диагностики.
7.
Результаты педагогической диагностики.
8.
Результаты социометрического исследования.
9.
Область таланта.
10. Признаки талантливости.
11. Диагностика талантливости.
12. Выводы и рекомендации.
13. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами
воспитательно-образовательного процесса).
14. Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута).
15. Определение целей и задач программы сопровождения.
16. Определение
субъектов
воспитательно-образовательного
процесса,
задействованных в программе.
17. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы
сопровождения.
18. Мониторинг программы сопровождения.

27

Приложение № 7.
Индивидуальный маршрут сопровождения талантливого ребенка
Этапы

Задачи

Методы

Сроки

Мониторинг
развития

Выявление
талантов.
Анализ продуктов
деятельности,
широты кругозоров

- Диагностика
- Наблюдение
Анкетирование
Собеседование

МартАпрель

Развитие
способностей
ребенка,
социальная
помощь,
развитие
коммуникатив
ных
способностей

Формирование
у
ребенка
адекватного
самовосприятия.
Развитие
форм
конструктивного
общения
со
сверстниками.
Оказание помощи в
адаптации
в
окружающем мире.
Расширение
кругозора ребенка
в
определенной
сфере интересов.

-Творческие
задания
-Развивающие
упражнения
и
игры
-Практикум
коммуникативно
го общения
-Собеседова-ние
-Мозговой
штурм
-Просвещение
родителей
и
педагогов
по
взаимодействию
с
ребенком:
беседы,
семинары,
деловые игры,
тренинги,
индивидуальные
консультации
Отслеживание
Метод оценки
динамики развития общей
одаодаренности
ренности:
ребенка
интеллектуальной, коммуникативной сфер

Май апрель

Воспитате
ли
Специалис
ты

май

Воспитате
ли
Специалис
ты

Мониторинг
одаренности

Участники
Воспитате
ли
Специалис
ты

Результат
Составление
психологической
характеристики и индивидуаль-ного
маршрута развития ребенка
Повышение
общих
интеллектуальн
ых умений
-Активизация
творческого
мышления
-Овладение
коммуникативн
ыми навыками
общения
со
сверстниками
-Повышение
педагогической,
социальной
и
психологическо
й компетенции у
родителей
и
педагогов

Составление
психологопедагогического
портрета
ребенка
Выработка
рекомендаций
по дальнейшему
сопровождению
ребенка

28

Приложение № 8.
Перспективный план мероприятий психолого-педагогического
сопровождения талантливых детей
Мероприятие

Время
Ответственн
проведен
ый
ия
Подбор и апробация пакета диагностических методик
Март Зам. зав. по
Апрель
ВМР
Специалисты
Изучение индивидуальных особенностей и интересов Апрель - Воспитатели
дошкольников
Май
Специалисты
Изучение личности педагога
Апрель Зам. зав. по
Май
ВМР
Консультирование педагогов и родителей
Июнь Воспитатели
Сентябрь
Выступление на родительском собрании по теме Октябрь Воспитатели
«Развитие талантов вашего ребенка»!
Групповое консультирование педагогов по теме «Роль Ноябрь Зам. зав. по
педагога дошкольного образования в создании декабрь
ВМР
развивающей среды для талантливых детей»
Подготовка материала по теме «Как надо и как не
надо вести себя родителями с талантливого ребенком»

Январь

Педагогпсихолог

Групповое консультирование педагогов по теме
«Родители талантливых детей: как с ними общаться?
Отслеживание эмоционального настроя детей на
занятиях.
Подготовка детей для участия в интеллектуальной
конкурс-игре «Что? Где? Когда?»

Февраль

Педагогпсихолог
Воспитатели

Мониторинг эффективности работы

Ноябрьапрель
Март
Май

Зам. зав. по
ВМР
Воспитатели
Зам. зав. по
ВМР
Воспитатели

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».