Учебный план разработан в соответствии со следующими документами: – Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ (актуальная ред.) «Об образовании в Российской Федерации» – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155, с изменениями, внесёнными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 – Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г. № 1028 – Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённая приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. № 1022 – Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 – Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 При разработке Учебного плана учитывался контингент воспитанников ДОУ, что выражается в следующих положениях: – в оптимизации объема образовательного содержания и приближении его к разумному «минимуму»; – в определении образовательной нагрузки на ребенка в течение дня в соответствии с требованиями действующего СанПиНа; – в оптимизации режима дня и двигательного режима с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников. В режиме дня самостоятельной деятельности детей 2-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) отводится от 3 до 4 часов. При составлении Учебного плана учитывались следующие принципы: – принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; – принцип научной обоснованности и практической применимости; – принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; – принцип интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению образовательной программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей, и свободной самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде занятий, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Занятия реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской, коммуникативной, изобразительной, конструирования, музыкальной, трудовой, восприятия художественной литературы и фольклора), их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Реализация направлений развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, осуществляется как в процессе занятий, так и в режимных моментах, и в самостоятельной деятельности. Учебный план разработан на основе: – Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 24 «Светлячок» (утверждена приказом от 31.08.2023 № 83) – Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 24 «Светлячок» (утверждена приказом от 31.08.2023 № 83/1) Программы реализуются: – в группах для детей от 2 лет до 3 лет с включением учебно-методического комплекта программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; – в дошкольных группах с включением научно-методической технологии «Детский сад – Дом радости», автор Н.М. Крылова. Учебный план ДОУ соответствует Уставу, реализуемому учебно-методическому комплекту (далее – УМК), отражает образовательные области и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение образования. Учебный план ДОУ на 2024–2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. В структуре Учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, как сквозных механизмов развития ребенка). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена программами, направленными на познавательное, речевое, художественно-эстетическое (музыкальное) развитие воспитанников: – Программа «СамоЦвет», авторы Н. В. Дягилева, О. В. Закревская, О. В. Толстикова, О. А. Трофимова; – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой и Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой; – Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева. Учебный план представляет модель организации образования детей в каждой возрастной группе детского сада. В плане показана реализация содержания Программы через организацию образовательных ситуаций и занятий, совместную образовательную деятельность и культурные практики, которые обеспечивают решение образовательных задач по созданию каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного проектирования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» отражено в расписании занятий. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса соответствуют требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20. Продолжительность занятий: – для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет – не более 10 минут, – для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, – для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, – для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, – для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки : – для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет – не более 20 минут, – для детей от 3 до 4 лет – не более 30 минут, – для детей от 4 до 5 лет – не более 40 минут, – для детей от 5 до 6 лет – не более 50 минут или 75 минут, – для детей от 6 до 7 лет – не более 90 минут при организации 1 занятия после дневного сна. В середине занятий статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы не менее 2 минут. Продолжительность перерывов между занятиями – не менее 10 минут. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста осуществляются не только в первой, но и во второй половине дня после дневного сна. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуются в первую половину дня. Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводятся наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Занятия проводятся в форме различных видов деятельности как сквозных механизмов развития детей. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее. В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания. Образовательная деятельность с детьми раннего дошкольного возраста (1-3 лет) осуществляется в видах деятельности: – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; – экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); – общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; – самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); – восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; – двигательная активность. Образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) осуществляется в видах деятельности: – игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и др. виды игр; – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); – познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); – восприятие художественной литературы и фольклора; – – самообслуживание и элементарный бытовой труд; конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; – изобразительная (рисование, лепка, аппликация); – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах); – двигательная (овладение основными движениями). Занятия организовываются и проводятся на основе интеграции различных видов детской деятельности. Формы организации психологического сопровождения в детском саду включают в себя индивидуальную, подгрупповую и фронтальную организацию игр и игровых обучающих ситуаций с детьми. Индивидуальную работу с детьми педагог-психолог проводит за счет занятий (познавательно-исследовательская деятельность и восприятие художественной литературы) и в режимных моментах. С детьми 3-4 лет педагог-психолог 1 раз в неделю (10-15 мин) в режимных моментах организует игровые минутки, направленные на преодоление детьми кризиса 3 лет. С детьми 5-7 лет 1 раз в неделю (25-30 мин.) проводятся игры, игровые упражнения, ориентированные на личностное, эмоционально-волевое, коммуникативное развитие, способствующие психологической готовности детей к обучению в школе. Образовательная деятельность по коррекции и развитию речи в группах для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием осуществляется учителями-логопедами индивидуально, по подгруппам или фронтально не менее 2-х раз в неделю. Работу с детьми учитель-логопед проводит и в режимных моментах. Учитывая особенности развития ребенка раннего и дошкольного возраста, Учебный план представлен моделью организации образовательной деятельности детей раннего возраста и моделью организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Реализация содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» осуществляется в процессе совместной и самостоятельной деятельности на основе организации различных видов детской деятельности, адекватных возрасту детей. Педагоги дошкольного учреждения создают условия для формирования у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, заботятся об их эмоциональном благополучии, способствуют формированию навыков сотрудничества. Воспитатели поощряют совместные игры детей, организуют их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта деятельности. С целью развития коммуникативной компетентности воспитанников педагоги планируют обсуждение различных ситуаций из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, организуют игры-драматизации, в ходе которых дети учатся различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживать им, получают образцы нравственного поведения. Педагоги способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие познавательных интересов детей, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине, Отечестве, многообразии стран и народов мира. В группах для детей от 2 до 7 лет содержание образовательной области реализуется через следующие направления: – сенсорные эталоны и познавательные действия, – математические представления, – окружающий мир, – природа. Количество занятий в рамках образовательной области «Познавательное развитие»: – для детей от 2 до 3 лет – 1 раз в неделю, – для детей от 3 до 4 лет – 2 раза в неделю, – – – для детей от 4 до 5 лет – 1 раз в неделю, для детей от 5 до 6 лет – 2 раза в неделю, для детей от 6 до 7 лет – 3 раза в неделю. В процессе занятий педагоги организуют наблюдение за природными явлениями, составляют вместе с детьми гербарии, экспериментируют с различными веществами, приборами и материалами. В самостоятельной поисковой деятельности детей педагоги развивают, поддерживают и поощряют любознательность, познавательную инициативу, формируют индивидуальные познавательные предпочтения. Познавательные беседы, чтение литературы природоведческого содержания, целевые прогулки в природное окружение способствует воспитанию у детей ценностного отношения к окружающей действительности. В сфере математических представлений освоение математического содержания детьми осуществляется на игровых занятиях, включающих в себя развивающие и логикоматематические игры, и через активное включение детей в процесс экспериментирования по выявлению связей и зависимостей между величиной, количеством и внешними свойствами. Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой и детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В группах для детей от 2 до 3 лет содержание образовательной области реализуется через следующие направления: – формирование словаря, – звуковая культура речи, – грамматический строй речи, – связная речь, – интерес к художественной литературе. В группах для детей от 3 до 7 лет содержание образовательной области реализуется через следующие направления: – формирование словаря, – звуковая культура речи, – грамматический строй речи, – связная речь, – подготовка детей к обучению грамоте, – интерес к художественной литературе. Количество занятий в рамках образовательной области «Речевое развитие»: – для детей от 2 до 3 лет – 2 раза в неделю, – для детей от 3 до 4 лет – 1 раз в неделю, – для детей от 4 до 5 лет – 1 раз в неделю, – для детей от 5 до 6 лет – 3 раза в неделю, – для детей от 6 до 7 лет – 3 раза в неделю. Чтение художественной литературы проводится во всех возрастных группах в разные режимные моменты ежедневно. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» педагоги развивают предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, формируют элементарные представления о видах искусства, способствуют развитию инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла, поддерживают творческое самовыражение, предоставляют детям возможность выбора вида деятельности, сюжета, материалов, средств воплощения художественного замысла. Воспитатели включают музыкальные произведения в доступные и привлекательные для ребенка виды деятельности, поддерживают желание детей слушать музыку, делиться своими впечатлениями, участвовать в музыкальных играх-драматизациях, поощряют индивидуальные творческие проявления детей в работе над музыкально-двигательными сюжетными этюдами, побуждают детей к выполнению музыкально-развивающих заданий. В группах для детей от 2 до 7 лет содержание образовательной области реализуется через следующие направления: – приобщение к искусству, – изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация – для детей от 3 лет), – конструктивная деятельность, – музыкальная деятельность, – театрализованная деятельность, – культурно-досуговая деятельность. Количество занятий в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: – для детей от 2 до 3 лет – 5 раз в неделю, – для детей от 3 до 4 лет – 6 раз в неделю, – для детей от 4 до 5 лет – 6 раз в неделю, – для детей от 5 до 6 лет – 7 раз в неделю, – для детей от 6 до 7 лет – 7 раз в неделю. Реализация содержания образовательной области осуществляется в разных видах детской деятельности. В рамках реализации образовательной области «Физическое развитие» педагоги создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, проводят беседы о здоровом образе жизни, организуют подвижные и дидактические игры, проводят спортивные досуги и динамические часы. Педагоги обучают детей приемам выполнения самомассажа, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, закаливающих процедур, самоконтроля и саморегуляции в процессе участия в разных видах двигательной активности. Организованные формы двигательной деятельности включают в себя здоровьесберегающие технологии и культурные практики: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, гимнастику после дневного сна в дошкольных группах и другие. В группах для детей от 2 до 3 лет содержание образовательной области реализуется через следующие направления: – основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения), – подвижные игры, – формирование основ здорового образа жизни. В группах для детей от 3 до 7 лет содержание образовательной области реализуется через следующие направления: – основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие и строевые упражнения, ритмическая гимнастика – для детей от 4 лет), – подвижные игры, – спортивные упражнения и спортивные игры – для детей от 5 лет, – формирование основ здорового образа жизни, – активный отдых. Количество занятий в рамках образовательной области «Физическое развитие»: – для детей от 2 до 3 лет – 2 раза в неделю (по подгруппам), – для детей от 3 до 4 лет – 2 раза в неделю, – для детей от 4 до 5 лет – 2 раза в неделю, – для детей от 5 до 6 лет – 3 раза в неделю (одно из них – на открытом воздухе), – для детей от 6 до 7 лет – 3 раза в неделю (одно из них – на открытом воздухе). При проведении занятий по реализации содержания обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, учитываются возрастные, индивидуальные особенности, возможности и интересы детей, пожелания родителей (законных представителей). Содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется на основе принципа интеграции содержания образовательных областей при совместной образовательной деятельности воспитателя и воспитанников, при сотрудничестве с родителями (законными представителями). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена в Учебном плане в модели совместной и самостоятельной образовательной деятельности детей и воспитателя. Учебный год 2024-2025 в МБДОУ «Детский сад № 24 «Светлячок» начинается с 3 сентября 2024 года и заканчивается 30 мая 2025 года, таким образом, длительность учебного периода 2024-2025 учебного года составляет 35 учебных недель (с учетом нерабочих праздничных дней), из которых 2-е последние недели мая (с 19 по 30 мая 2025г.) проводится финальная педагогическая диагностика освоения детьми образовательной программы их возрастной группы (основным методом педагогической диагностики является наблюдение). Стартовая педагогическая диагностика детей на начальном этапе освоения образовательной программы определенной возрастной группы проводится в сентябре (с 3 по 6 сентября 2024г.) – для вновь поступивших детей в детский сад в летний период (основным методом педагогической диагностики также является наблюдение). Промежуточная педагогическая диагностика проводится в январе (с 13 по 17 января 2025г.) с детьми, находящимися в «группе риска» по освоению образовательной программы их возрастной группы. В летний период реализуется план летне-оздоровительной работы ДОУ и летние оздоровительные проекты во всех возрастных группах. Таким образом, Учебный план детского сада: определяет последовательность, продолжительность деятельности детей, сбалансированность ее видов, исходя из условий детского сада, содержания образовательной программы и адаптированной образовательной программы; обеспечивает целостность развития ребенка, преемственность задач содержания, методов, средств, форм организации воспитания и развития на каждой возрастной ступени дошкольного периода детства; варьирует содержание образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей, темпом освоения содержания образования по основным направлениям развития ребенка. Модель организации занятий детей раннего возраста (от 2 до 3 лет) № Образовательная область, вид занятия 1. Познавательное развитие 1.1. Окружающий мир. Природа 1 занятие (по подгруппам) / 10 м 2. Речевое развитие 2.1. Развитие речи 2.2. Интерес к художественной литературе 1 занятие (по подгруппам) / 10 м 1 занятие (по подгруппам) / 10 м 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 1 занятие (по подгруппам) / 10 м 1 занятие (по подгруппам) / 10 м 1 занятие (по подгруппам) / 10 м 2 занятия / 20 м Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность (лепка) Изобразительная деятельность (рисование) Конструктивная деятельность Музыкальная деятельность 5. Физическое развитие 5.1. Физическая культура Всего занятий в день в первую половину дня во вторую половину дня Всего занятий в неделю Количество занятий / объем образовательной нагрузки в минутах в неделю 2 занятия (по подгруппам) / 20 м 2 занятия / 20 м 1 занятие / 10 м 1 занятие / 10 м 10 занятий / 100 м Модель организации занятий детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) № Образовательная область, вид занятия 1. Познавательное развитие 1.1. Окружающий мир. Природа 1.2. Математические представления 2. Речевое развитие 2.1. Развитие речи Количество занятий / объем образовательной нагрузки в минутах в неделю Группа для детей Группа для детей Группа для детей Группа для детей от 3 до 4 лет от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет 1 занятие / 15 м (через неделю) 1 занятие / 15 м 1 занятие / 20 м (через неделю) 1 занятие / 20 м (через неделю) 1 занятие / 25 м 1 занятие / 30 м 1 занятие / 25 м 2 занятия / 60 м 1 занятие / 15 м (через неделю) --- 1 занятие / 20 м 2 занятия / 50 м 2 занятия / 60 м --- 1 занятие / 25 м 1 занятие / 30 м 1 занятие / 20 м 1 занятие / 25 м 1 занятие / 30 м 1 занятие / 20 м 2 занятия / 50 м 2 занятия / 60 м 1 занятие / 20 м 1 занятие / 25 м 1 занятие / 30 м 1 занятие / 20 м 2 занятия / 40 м 1 занятие / 25 м 2 занятия / 50 м 1 занятие / 30 м 2 занятия / 60 м 2 занятия / 40 м 3 занятия / 75 м (одно из них на улице) 3 занятия / 60 м (одно из них на улице) 2 занятия / 40 м 2 занятия / 40 м --10 занятий / 200 м 3 занятия / 75 м 3 занятия / 75 м --15 занятий / 375 м (одно из них на улице) 3 занятия / 90 м 2 занятия / 60 м 1 занятие / 30 м 16 занятий / 480 м (одно из них на улице) 2.2. Интерес к художественной литературе 4. Художественно-эстетическое развитие 4.1. Изобразительная деятельность 1 занятие / 15 м (лепка) 4.2. Изобразительная деятельность 1 занятие / 15 м (рисование) 4.3. Изобразительная деятельность 1 занятие / 15 м (аппликация) 4.4. Конструктивная деятельность 1 занятие / 15 м 4.5. Музыкальная деятельность 2 занятия / 30 м 5. Физическое развитие 2 занятия / 30 м 5.1. Физическая культура Всего занятий в день в первую половину дня во вторую половину дня Всего занятий в неделю 2 занятия / 30 м 2 занятия / 30 м --10 занятий / 150 м