Выписка из образовательной программы дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 24 «Светлячок» компенсирующего вида»
2.8. Рабочая программа воспитания
2.8.1. Пояснительная записка.
Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование
у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде1.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют
традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные
ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к
поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого
культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое
уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России2.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным
ценностям российского общества – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России3.
Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного
направления воспитания
Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
1
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 31, ст. 5063)
2 Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных
ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
3 Пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных
ценностей, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2022, № 46, ст. 7977).
Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с
традиционными ценностями российского общества.
С учётом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребёнок, в
программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных
отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с
другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том
числе системой дополнительного образования детей.
Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в ДОО.
2.8.2. Целевой раздел Прогаммы воспитания.
2.8.2.1. Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях
российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Общие задачи воспитания в ДОО:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его
готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством
проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих
общностей.
2.8.2.2. Направления воспитания.
2.8.2.2.1. Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у
ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности – Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него
нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране – России, своему
краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм),
ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей
образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование
«патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков
(предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение
к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это
наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей
семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее,
уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные
каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности
и аккуратности, а в дальнейшем – на развитие всего своего населенного пункта, района, края,
Отчизны в целом).
2.8.2.2.2. Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному поведению.
2) Ценности – жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовнонравственного
направления воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой
сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой общности,
содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах.
2.8.2.2.3. Социальное направление воспитания.
1) Цель
социального направления воспитания – формирование ценностного
отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий
язык с другими людьми.
2) Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование
ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без
грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная
инициатива ребёнка в детско- взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком
моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности
жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство –
уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о
культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением
нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.
2.8.2.2.4. Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности
познания.
2) Ценность – познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все
стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования
умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное
и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так
как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка.
4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление
целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное
отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.
2.8.2.2.5. Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
2) Ценности – жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как
основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и
социального благополучия человека.
2.8.2.2.6. Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребёнка к труду.
2) Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку
привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и
нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.
Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда.
Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию
ответственности за свои действия.
2.8.2.2.7. Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у
ребёнка ценностного отношения к красоте.
2) Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления
воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и
умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее,
обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и
удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют
воспитанию художественного вкуса.
2.8.2.3. Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и
развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых
ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей.
2.8.2.3.1. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Духовно
нравственное
Жизнь,
милосердие, добро
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Трудовое
Труд
Ценности
Целевые ориентиры
Проявляющий привязанность к близким людям,
бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое «хорошо» и
«плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в случае
одобрения и чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий
интерес
к
другим
детям
и
способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к
самостоятельным
(свободным)
активным
действиям в общении.
Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.
Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий основными способами укрепления
здоровья - физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное
поведение и другое; стремящийся к сбережению и
укреплению собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Проявляющий интерес к физическим упражнениям
и подвижным играм, стремление к личной и
командной победе, нравственные и волевые
качества.
Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых
действиях.
Стремящийся
к
Направление
воспитания
Ценности
Целевые ориентиры
результативности,
самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в быту, в
игровой
и
других
видах
деятельности
(конструирование, лепка, художественный труд,
детский дизайн и другое).
Эстетическое
Культура и красота
Проявляющий эмоциональную отзывчивость на
красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный
к
творческой
деятельности
(изобразительной, декоративно-оформительской,
музыкальной, словесноречевой, театрализованной
и другое).
2.8.2.3.2. Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы.
Направление
воспитания
Патриотическое
Родина, природа
Духовно
нравственное
Жизнь,
милосердие, добро
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье, жизнь
Ценности
Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к родному
дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий традиционные
ценности, ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным к чужому
горю,
проявлять
заботу;
Самостоятельно
различающий
основные
отрицательные
и
положительные человеческие качества, иногда
прибегая к помощи взрослого в ситуациях
морального выбора.
Проявляющий ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми. Владеющий основами речевой
культуры. Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов и дел.
Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том числе творческом. Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании. Обладающий
первичной картиной мира на основе традиционных
ценностей.
Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены
Направление
воспитания
Ценности
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и красота
Целевые ориентиры
и безопасного поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих. Проявляющий интерес к
физическим упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий потребность в двигательной
деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах спорта
и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной деятельности.
Способный
воспринимать
и
чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
2.8.3. Содержательный раздел Программы воспитания.
2.8.3.1. Уклад образовательной организации.
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОО, определяет мировосприятие,
гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и
детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования.
Уклад ДОО – это её необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания. Уклад
задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений:
руководителей ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного
окружения ДОО.
2.8.3.1.1. Ценностными приоритетами МБДОУ «Детский сад № 24 «Светлячок» являются:
- Ценность здоровья детей – в Учреждении созданы и неустанно совершенствуются условия
для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и психического),
приобщения их к здоровому образу жизни, формирования основ физической культуры
и спорта.
- Ценность Личности ребёнка – деятельность всего коллектива направлена на обеспечение
чувства психологической защищенности ребёнка, основанной на искреннем уважении к его
личности; реализацию способностей ребёнка без какой-либо дискриминации, связанной с
состоянием здоровья.
- Ценность воспитания – сотрудники Учреждения являются сторонниками утверждения, что
воспитательная составляющая процесса становления личности ребёнка-дошкольника является
приоритетной, а педагогический принцип «воспитывающей и развивающей направленности
знаний» – всеобъемлющим. Кроме того, в Учреждении особое место в общей системе
воспитания отводится патриотическому воспитанию. Семейное и общественное воспитание
являются для нас равноценными, и уникальный опыт каждой из сторон используется для
обогащения практики воспитания в семье и детском саду.
- Ценность традиций – педагогический коллектив Учреждения чтит лучшие традиции и
достижения российской науки и системы образования и убеждён, что внедрять инновации
необходимо уместно, деликатно, квалифицированно интегрировать их в жизнедеятельность
ДОУ компенсирующего вида. Именно так обеспечивается высокое качество образовательных
услуг.
- Ценность индивидуальности и коллектива – каждый участник воспитательнообразовательного процесса в нашем Учреждении рассматривается как уникальная,
неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и
интересами, поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и
индивидуальных особенностей каждой личности. При этом мы убеждены, что основа
достижения успеха – командная работа всех сотрудников Учреждения. Девиз коллектива:
«Открытость, поддержка и сотрудничество».
2.8.3.1.2. Особенности воспитательной работы МБДОУ «Детский сад № 24 «Светлячок»
Целью воспитательной работы в Учреждении является: осуществление поддержки и
помощи ребёнку в его становлении как личности, то есть в освоении и проявлении им
нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций и патриотизма.
Среди направлений (п. 2.8.2.2.) воспитательной деятельности в МБДОУ «Детский сад
№ 24 «Светлячок» приоритетных направлений два:
- патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание.
Важность первого направления диктует само время, ведь мы работаем с детьми,
родители которых выросли в переломную историческую эпоху, когда нравственные категории
и такие понятия, как любовь к Родине, гордость за достижения своей страны и её героев, были
в забвении. И коллектив Учреждения осознает непреходящее значение нравственнопатриотического воспитания на этапе дошкольного детства, так как это диктуют реалии
современной жизни, государственная политика и личная гражданская позиция педагогов.
Критериями результативности воспитательной деятельности коллектива Учреждения
по вышеуказанным направлениям считаем:
- нравственность поведения наших воспитанников в диадах общения «ребёнок-ребёнок»,
«ребёнок-взрослый» (родители, сотрудники Учреждения и другие окружающие). Следует
особо подчеркнуть, что педагоги обращают пристальное внимание к диаде «ребёнокродитель», так как, к сожалению, констатируем снижение авторитета родителей у
современных детей уже в дошкольном возрасте. Правильность этой позиции наших педагогов
подкрепляет Стратегия развития воспитания РФ на период до 2025 года: «Реализация
Стратегии обеспечит: …создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу
в воспитание детей»;
- культура поведения наших воспитанников в общественных местах и во время посещения
детского сада гостями (открытые мероприятия, праздники);
- эмоции детей и их отклик на предлагаемую деятельность патриотической направленности
(эмоционально-мотивационный компонент), а не только уровень информированности об
истории, традициях, культурном наследии и героическом прошлом Родины (содержательнопредставленческий компонент);
- оценка деятельности педагогов родителями, так как педагог не всегда имеет возможность
удостовериться в умении детей демонстрировать определённое поведение и применять
полученные знания в окружающей их социокультурной среде.
2.8.3.1.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Важную роль в укладе нашего Учреждения играют события, праздники, мероприятия,
в основе которых лежит календарь праздников и знаменательных дат Российской Федерации.
События, праздники, мероприятия ориентированы на все направления развития ребенка и
посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес
детей к:
- явлениям нравственной жизни ребенка;
- окружающей природе, сезонным явлениям;
- миру искусства и литературы;
- традиционным для семьи, общества и государства событиям;
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка;
- народной культуре и традициям.
Региональные культурные компоненты и приоритетное направление деятельности
Учреждения отражены в особенностях событий, праздников, мероприятий по пяти
образовательным областям (таблица 1).
Таблица 1.
Традиционные
Особенности проведения традиционных событий, праздников,
события,
мероприятий в МБДОУ «Детский сад № 24 «Светлячок»
праздники,
мероприятия
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
День дошкольного - День дошкольного работника: концерт детей для ветеранов труда –
работника
бывших работников Учреждения; предварительно дети старших
возрастных групп изготавливают поздравительные открытки
(подарочки); для ветеранов проводится экскурсия по детскому саду, в
старших и подготовительных к школе группах экскурсоводы – дети.
Мероприятие позволяет развивать общение и взаимодействие ребенка
со сверстниками и взрослыми, эмоциональную отзывчивость.
День матери
- День матери: групповые праздничные «посиделки», на которых
каждый ребенок со своей мамой готовит номер (стихотворение,
сценка, пение, танец, игра с участниками и т.д.), чем демонстрирует
талант своей мамы; дети всех возрастных групп готовят мамам
подарки; в каждой группе оформляются фото-выставки о мамах с
рассказами детей, выставки «Золотые руки мамы». «Посиделки»
направлены на формирование у детей уважительного отношения к
маме и ценностного отношения к традиционной семье.
Праздник мам
- Праздник мам (8 Марта): групповые утренники, на которые
(8 Марта)
приглашаются не только мамы, но и другие женщины – члены семьи;
праздничные номера для гостей готовят папы со своими детьми; в
некоторых группах роль ведущих выполняют папы (мужчин готовит
музыкальный руководитель), и воспитатели являются такими же
гостями праздника; дети всех возрастных групп делают мамам
подарки-поделки (в младших группах – это совместная работа ребенка
и папы (или другого мужчины из семьи)); галереи и лестничные
пролеты ДОУ оформляются детскими работами на тему праздника.
Утренники формируют у детей уважительное отношение и чувство
принадлежности к своей семье, понимание роли женщин в обществе.
- День семьи, любви и верности: традиционно во всех группах
День семьи, любви оформляются уголки (стенды, фотоколлажи, выставки) семейных
и верности
фотографий, обрамленные символом праздника - ромашками; у детей
старшего дошкольного возраста записываются интервью о семье, в
этих группах проходят семейные вечера, часто основанные на
фольклорном материале.
Образовательная область «Познавательное развитие»
День знаний
- День знаний: массовое мероприятие, которое проводится отдельно
для детей младшего и старшего дошкольного возраста с
театрализованным представлением для детей. Персонажи – тетушка
Сова, Смешарики, Иванушка, Незнайка, Вовка из Тридевятого царства
и другие, взаимодействие с которыми показывает детям важность и
ценность знаний для жизни.
День народного
- День народного единства: во всех группах оформляются выставки с
единства
российской символикой (дети раскрашивают, рисуют, делают
аппликации и коллажи) и значимыми местами России, области, города;
для детей старших и подготовительных к школе групп проходят
тематические занятия и торжественные линейки; детьми
подготовительных к школе групп (с помощью взрослых) оформляются
стенгазеты с толкованием этого праздника (высказывания, мнения,
сообщения).
Шашечный и
- Шашечный и шахматный турниры: перед проведением городского
шахматный
этапа во всех старших и подготовительных к школе группах проходят
турниры
турниры между детьми, между детьми и педагогами (причем, вечером
– с родителями, что доставляет детям неописуемую гордость); по
итогам турниров детского сада выбираются сильнейшие на городской
этап; участники городского этапа чествуются в присутствии всех детей
и сотрудников группы администрацией учреждения. В период
подготовки и проведения турниров детям рассказывается об истории
этих игр и их значении для развития ума человека.
День защитников
- День защитников Отечества: проводится Месячник защитника
Отечества
Отечества, предусматривающий разнообразные формы работы с
детьми и родителями; галереи и лестничные пролеты ДОУ
оформляются детскими работами на тему праздника; во всех группах
оформляются выставки (мини-музеи) элементов военной формы
разных родов войск; в старших дошкольных группах инструктор по
физической культуре проводит физкультурные развлечениясоревнования между командами дети–папы (или другие
родственники–мужчины); в младших и средних группах –
музыкальный руководитель – музыкальные развлечения (дети и
родители); любимой традицией детей и взрослых стало возложение
цветов к памятнику воинам-интернационалистам (День памяти
отмечается 15 февраля) – в этой церемонии участвуют дети 5-7 лет;
еще одна особенность – проведение на улице игр «Зарница», в которой
участвуют дети 5-7 лет и родители (дети проходят этапы с «военными»
заданиями, находят «исчезнувшие» флаг или эмблему детского сада и
вручают руководителю ДОУ). Месячник является важнейшим
мероприятием по формированию у детей гордости за российские
вооруженные силы, уважения к военным профессиям.
День космонавтики - День космонавтики: с детьми, в зависимости от возраста, проводится
познавательная образовательная деятельность; дети 5-7 лет совместно
с педагогами и родителями создают макеты (Солнечная система,
Земля, космические ракеты, космодром и т.п.) и оформляются
групповые или общесадовские выставки; инструктор по физической
культуре совместно с воспитателями проводит между группами детей
5-7 лет соревнования «Гагаринские старты», в память о первом
космонавте Земли. Празднование Дня космонавтики позволяет
формировать у детей правильное отношение к роли нашей страны в
покорении космоса, как страны – первопроходца.
День Земли
- День Земли: данный день отмечается посильным коллективным
трудом детей на участках детского сада; дети 3-5лет (совместно со
взрослыми), дети 5-7 лет (самостоятельно) оформляют плакаты в
защиту первоцветов и планеты от мусора («Цветные глаза Земли»,
«Берегите первоцветы!», «Сделаем Землю чище!», «Пусть Земля
улыбнется!» и др.), плакаты размещаются в микрорайоне детского
сада. Данная деятельность помогает формировать деятельное
отношение к природе.
День Победы
- День Победы: разработан и успешно реализуется в ДОУ проект для
детей 5-7 лет «Сто дней до Победы», целью которого является
воспитание у дошкольников гражданско-патриотических чувств на
основе знаний и представлений о Великой Отечественной войне;
разнообразнейшая деятельность детей завершается грандиозным
праздником «Салют, Победа!», в котором участвуют дети всех
старших и подготовительных к школе групп, сотрудники ДОУ, гости –
«дети войны» (родные детей и сотрудников, ветераны детского сада).
Каждый год сценарий посвящен определенной теме, но единой
особенностью праздника является демонстрация детьми строевых
движений (коллектив учреждения возродил в городе использование
«Смотра песни и строя»). После праздника проводится общесадовская
экскурсия на площадь Славы и возложение каждым ребенком и
взрослым гвоздик к Вечному огню. Реализация проекта и
завершающий праздник являются мощным средством формирования у
детей знаний о решающем вкладе нашей страны в освобождение мира
от фашистов.
НПК «Хочу всё
- Научно-практическая конференция «Хочу всё знать!»: ежегодно
знать!»
проводится в летний период времени; на конференции дети 3-7 лет
представляют результаты элементарной поисково-исследовательской
деятельности в форме презентации детско-родительских проектов;
зрителями являются дети, родители и сотрудники; каждый
выступающий ребенок торжественно награждается Дипломом и
медалью (подарком). Конференция формирует значимость проектной
деятельности в становлении познавательной деятельности будущего
школьника.
Образовательная область «Речевое развитие»
Неделя театра
- Неделя театра: проводится в форме «театральной карусели» – показ
детьми из разных групп друг другу театральных спектаклей, мюзиклов
(в зависимости от возраста детей – сценок, миниатюр); активное
участие в создании театральных атрибутов, декораций принимают
сами дети (и родители). Недели театра важны для развития всех сторон
речи детей.
День детской книги - День детской книги: отмечается посредством вручения малышам
книжек-самоделок, изготовленных детьми старших возрастных групп;
проведением «Дня рождения книги»; организацией групповых
«Вечеров чтения» (родители читают книги детям группы).
Конкурсы чтецов
- Конкурсы чтецов: ежегодные мероприятия, в которых принимают
участие дети 2-7 лет; тематика конкурсов исходит из юбилейных дат
поэтов, дней рождений книг; проводятся групповые конкурсы, затем –
общее мероприятие в каждом здании ДОУ, которое представляет
собой литературно-музыкальное развлечение с включением
стихотворений; доброй традицией развлечения становится совместное
чтение стихов детьми и родителями.
Проведение Дней детской книги и конкурсов чтецов развивает
культуру речи, формирует бережное отношение к книге, чуткость к
родному языку.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Праздник осени
- Праздник осени: содержание праздника строится на фольклорном
материале; включает хороводы, игры-забавы с предметами народного
быта, игру на народных музыкальных инструментах и т.д.
Новый год
- Новый год: неизменной традицией праздника в любой группе
остается хоровод детей, родителей и педагогов вокруг елки, что
вызывает восторг детей и радость родителей; роль Деда Мороза
исполняют папы; сценарии праздников составляются таким образом,
чтобы каждый ребенок имел персональное (или в составе малой
подгруппы) выступление, а персонажи маскарада были безусловно
положительными и «отечественными». Новогодние дни завершаются
колядками, когда «ряженые» дети и взрослые всех групп ходят друг к
другу в гости, а потом все вместе обходят сотрудников детского сада.
Масленица
- Масленица: массовый праздник проводится на улице на материале
фольклорных игр.
Градостроительный - Градостроительный ХАКАТОН «Юный архитектор»: данное
ХАКАТОН «Юный образовательное мероприятие является городским, оно задумано
архитектор»
коллективом детского сада и, начиная с 2019 года, проводится на базе
ДОУ: это индивидуальная (в среднем возрасте) и командная (в
старшем) конструктивно-модельная деятельность детей из 7-и ДОУ.
Главная цель этого грандиозного мероприятия – формирование у
дошкольников конструктивных умений и навыков, позитивного
отношения к строительным играм (проводится в рамках реализации
проекта «Уральская инженерная школа»).
Городской
- Городской фестиваль «Веснушка»: мероприятие проводится каждые
фестиваль
два года по разной тематике; концертные номера детского сада
«Веснушка»
отличаются соединением детей разных возрастов в номере и активным
участием родителей.
Городской
- Городской фестиваль «Мы все можем!»: ежегодное мероприятие, в
фестиваль «Мы все котором успешно участвуют воспитанники ДОУ с ограниченными
можем!»
возможностями здоровья и дети-инвалиды; участвуют дети в разных
номинациях – вокал, поэзия, прикладное искусство.
Летние праздники
- Летние праздники: проводятся на улице с использованием
аккордеона; к детям приходят летние персонажи – Радуга, Дождинка,
Нептун, Гриб-боровик, Ягодка и другие, но одним из любимых
персонажей детей является Коза Белла – хозяйка летней аптеки (в
доступной для детей форме знакомит с лекарственными растениями);
в праздники включаются шалости с водой, рисование мелом на
асфальте, строительство из песка.
Образовательная область «Физическое развитие»
Кросс «Золотая
- кросс «Золотая осень» и «Кросс наций»: массовые городские
осень» и «Кросс
мероприятия, в которых участвуют не только дети, но и взрослые;
наций»
совместно с семьями в мероприятиях участвуют педагоги,
администрация ДОУ, что положительно сказывается на формировании
у воспитанников учреждения чувства общности и важности
Фестиваль
гимнастик
Декада лыжного
спорта,
соревнования
«Лыжня России» и
«Уральская
лыжня»
«Лёд надежды
нашей!»
«Богатырские
игры»
Неделя здоровья
Велопробег «Я
выбираю жизнь!»
Неделя
безопасности
Малые
Олимпийские игры
(зимние и летние)
физической культуры.
- Фестиваль гимнастик: городское мероприятие, в котором
обязательно участвует команда детей из старших возрастных групп;
особенность выступления наших детей – в демонстрации умений
владения «капризными» снарядами – мячом, скакалкой, обручем и
сложными перестроениями.
- Декада лыжного спорта, соревнования «Лыжня России» и
«Уральская лыжня»: в Декаде участвуют дети со средней группы;
подготовка к соревнованиям детей старших возрастных групп
проходит на стадионе близлежащей школы.
- «Лёд надежды нашей!»: городские соревнования по конькобежному
спорту, в которых принимает участие пока малое количество
воспитанников ДОУ; для повышения мотивации дети-участники
данных соревнований чествуются в групповых коллективах.
- «Богатырские игры»: городские соревнования команд мальчиков 6-7
лет (5-6 детей от ДОУ). Городским соревнованиям предшествует
честный отбор среди мальчиков двух подготовительных к школе
групп, который осуществляют сами дети по результатам участия в
межгрупповых соревнованиях.
- Неделя здоровья: данная неделя посвящается пропаганде здорового
образа жизни среди детей и взрослых; проводится много игр, опытов,
позволяющих осознанно формировать у детей понятия «полезные и
вредные продукты (напитки)», «что происходит с легкими, когда
человек курит», «почему важна правильная осанка» и т.п.; на
протяжении всей недели инструктор по физической культуре и
воспитатели проводят для родителей детей 3-7 лет открытые занятия,
в которые включаются задания валеологической направленности,
демонстрируются элементы дыхательных и зрительных гимнастик, суджок-терапии, массажа стоп и т.д.
- Велопробег «Я выбираю жизнь!»: массовые городские соревнования,
в которых участвуют дети разных возрастов; родители и сотрудники
детского сада являются группой поддержки. Данное мероприятие
ценно с точки зрения формирования положительного отношения к
велоспорту.
- Неделя безопасности: в городе традиционно проводится в первую
неделю лета, но в нашем детском саду их проходит несколько под
общим названием «Тропинками безопасности», каждая из недель –
«тропинок» посвящена определенной теме (безопасность на дороге,
безопасность на водоеме, безопасность в быту, пожарная безопасность,
безопасное поведение с незнакомцами, опасные явления погоды,
ядовитые растения, «Помоги себе сам!» - как себе помочь при ушибах,
царапинах, солнечном/тепловом ударе).
- Малые Олимпийские игры (зимние и летние): организуются для детей
5-7 лет; начинаются с торжественного открытия Игр в детском саду с
водружением в физкультурном зале Олимпийского флага,
«зажжением» Олимпийского огня; затем каждый день проходят разные
виды соревнований в условиях зала или улицы (соревнования
«копируют» вид спорта или в них применяется спортивный атрибут,
например: «санный спорт» – катание на санях на скорость и т.п.). По
завершению каждого соревновательного дня подводятся итоги, и на
следующий день торжественно вручаются «медали разного
достоинства», а затем объявляется программа очередного
соревновательного дня; по итогам всех соревнований определяется
ребенок и команда – Олимпийский чемпион (или несколько) и
призеры, но каждому ребенку вручаются «медали» (например, за
олимпийское спокойствие и выдержку, за командный дух, за
взаимопомощь и т.д.). Одновременно дети следят за ходом настоящих
Игр и ежедневно отмечают на специальных «олимпийских табло»
медальный зачет сборной России. Малые Олимпийские игры
позволяют привлечь детей к занятиям спортом, способствуют
становлению ценностей здорового образа жизни и формируют чувство
причастности к своей Родине.
Особенности проведения традиционных событий, праздников, мероприятий в МБДОУ
«Детский сад № 24 «Светлячок» развивает у детей чувство собственного достоинства и
национальной гордости, сопричастности к жизни страны, города, детского сада.
2.8.3.2. Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе.
Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих
возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к
традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого
происходит процесс воспитания, называется воспитывающей средой. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность и
структурированность.
Воспитывающая среда включает:
условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребёнка к
окружающему миру, другим людям, себе;
условия для обретения ребёнком первичного опыта деятельности и поступка в
соответствии с традиционными ценностями российского общества;
условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого
взаимодействия в разных детско-взрослых и детско-детских общностях, включая
разновозрастное детское сообщество.
2.8.3.3. Общности образовательной организации.
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной
на разделяемых всеми её участниками ценностных основаниях, определяющих цели
совместной деятельности.
В ДОО, прежде всего, следует выделить следующие общности:
Педагог – дети, родители (законные представители) – ребёнок (дети), педагог – родители
(законные представители).
2.8.3.4. Задачи воспитания в образовательных областях.
Для проектировния содержания воспитательной работы соотнесены направления
воспитания и образовательные области.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО. Задачи по воспитанию
базовых ценностей интегрируются с воспитательными задачами, реализуемыми при
реализации образовательных областей (таблица 2).
Таблица 2.
Задачи рабочей программы воспитания, связанные с базовыми ценностями и
воспитательными задачами, реализуемыми в рамках образовательных областей
Направления
воспитания и
базовые ценности
Патриотическое
направление
воспитания
В основе лежат
ценности
«Родина» и
«Природа»
Духовнонравственное
направление
воспитания
В основе лежат
ценности
«Жизнь»,
Цель
Задачи
Формирование у ребёнка
личностной позиции
наследника традиций и
культуры, защитника
Отечества и творца
(созидателя),
ответственного за
будущее своей страны
• Формировать
«патриотизм
наследника»,
испытывающего
чувство гордости за
наследие своих
предков
(предполагает
приобщение детей к
истории, культуре и
традициям нашего
народа: отношение к
труду, семье, стране и
вере)
• Формировать
«патриотизм
защитника»,
стремящегося
сохранить это
наследие
(предполагает
развитие у детей
готовности
преодолевать
трудности ради своей
семьи, малой родины)
• Воспитывать
«патриотизм
созидателя и творца»,
устремленного в
будущее, уверенного
в благополучии и
процветании своей
Родины
(предполагает
конкретные
каждодневные дела,
направленные,
например, на
поддержание чистоты
и порядка,
опрятности и
аккуратности, а в
дальнейшем - на
развитие всего своего
населенного пункта,
района, края,
Отчизны в целом)
• Развивать
ценностносмысловую
сферу дошкольников
на основе
творческого
взаимодействия в
Формирование
способности к
духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию,
индивидуальноответственному
Задачи
образовательных
областей
Воспитывать
ценностное
отношения к
культурному
наследию своего
народа, к
нравственным и
культурным
традициям России
• Приобщать к
отечественным
традициям и
праздникам, к
истории и
достижениям
родной страны, к
культурному
наследию народов
России
• Воспитывать
уважительное
отношение к
государственным
символам страны
(флагу, гербу,
гимну)
Приобщать к
традициям и
великому
культурному
наследию
российского народа
• Воспитывать
любовь к своей
семье, своему
населенному
пункту, родному
краю, своей стране
• Воспитывать
Образовательные
области
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Художественноэстетическое
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
«Милосердие»,
«Добро»
Социальное
направление
воспитания
В основе лежат
ценности
«Человек»,
«Семья»,
«Дружба»,
«Сотрудничество»
поведению
Формирование
ценностного отношения
детей к семье, другому
человеку, развитие
дружелюбия, умения
находить общий язык с
другими людьми
детско- взрослой
общности
• Способствовать
освоению
социокультурного
опыта в его
культурноисторическом и
личностном аспектах
• Способствовать
освоению детьми
моральных ценностей
• Формировать у
детей нравственные
качества и идеалов
• Воспитывать
стремление жить в
соответствии с
моральными
принципами и
нормами и воплощать
их в своем поведении.
уважительное
отношение к
ровесникам,
родителям
(законным
представителям),
соседям, другим
людям вне
зависимости от их
этнической
принадлежности
• Воспитывать
социальные чувства
и навыки:
способность к
сопереживанию,
общительность,
дружелюбие
• Формировать
навыки
сотрудничества,
умения соблюдать
правила, активной
личностной
позиции
• Создавать
условия для
возникновения у
ребёнка
нравственного,
социально
значимого
поступка,
приобретения
ребёнком опыта
милосердия и
заботы
Воспитывать
отношение к
родному языку как
ценности, развивать
умение чувствовать
красоту языка,
стремление
говорить красиво
(на правильном,
богатом, образном
языке)
• Содействовать
становлению
целостной картины
мира, основанной
на представлениях
о добре и зле,
прекрасном и
безобразном,
правдивом и
ложном
• Воспитывать
уважения к людям –
представителям
Речевое развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
• Воспитывать
уважение к другим
людям, к законам
человеческого
общества.
Способствовать
накоплению у детей
опыта социальноответственного
поведения
• Развивать
нравственные
представления,
формировать навыки
культурного
поведения
Познавательное
В основе лежит
ценность
«Познание»
Формирование ценности
познания
Воспитывать у
ребёнка стремление к
истине,
способствовать
становлению
целостной картины
мира, в которой
интегрировано
ценностное,
эмоционально
окрашенное
отношение к миру,
людям, природе,
деятельности
человека
разных народов
России независимо
от их этнической
принадлежности
• Способствовать
овладению детьми
формами речевого
этикета,
отражающими
принятые в
обществе правила и
нормы культурного
поведения
• Создавать
условия для
выявления,
развития и
реализации
творческого
потенциала
каждого ребёнка с
учётом его
индивидуальности
• Поддерживать
готовности детей к
творческой
самореализации и
сотворчеству с
другими людьми
(детьми и
взрослыми)
Воспитывать
активность,
самостоятельность,
уверенности в
своих силах,
развивать
нравственные и
волевые качества
• Воспитывать
отношение к
знанию как
ценности,
понимание
значения
образования для
человека, общества,
страны
• Воспитывать
уважительное,
бережное и
ответственное
отношения к
природе родного
края, родной
страны
• Способствовать
приобретению
первого опыта
действий по
сохранению
природы.
Формировать
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие
Познавательное
развитие
Художественно-
Физическое и
оздоровительное
В основе лежат
ценности
«Здоровье»,
«Жизнь»
Формирование
ценностного отношения
детей к здоровому образу
жизни, овладение
элементарными
гигиеническими
навыками и правилами
безопасности
• Способствовать
становлению
осознанного
отношения к жизни
как основоположной
ценности
• Воспитывать
отношение здоровью
как совокупности
физического,
духовного и
социального
благополучия
человека
Трудовое
В основе лежит
ценность «Труд»
Формирование
ценностного отношения
детей к труду,
трудолюбию и
приобщение ребёнка к
труду
• Поддерживать
привычку к
трудовому усилию, к
доступному
напряжению
физических,
умственных и
нравственных сил для
решения трудовой
задачи
• Воспитывать
стремление
приносить пользу
людям
Эстетическое
В основе лежат
ценности
«Культура» и
«Красота»
Становление у детей
ценностного отношения
к красоте
• Воспитывать
любовь к
прекрасному в
окружающей
обстановке, в
природе, в искусстве,
в отношениях,
развивать у детей
целостную картину
мира на основе
интеграции
интеллектуального
и эмоциональнообразного способов
его освоения
детьми
• Развивать навыки
здорового образа
жизни
• Формировать у
детей
возрастосообразных
представлений о
жизни, здоровье и
физической
культуре
• Способствовать
становлению
эмоциональноценностного
отношения к
здоровому образу
жизни, интереса к
физическим
упражнениям,
подвижным играм,
закаливанию
организма, к
овладению
гигиеническим
нормам и
правилами
• Поддерживать
трудовое усилие,
формировать
привычку к
доступному
дошкольнику
напряжению
физических,
умственных и
нравственных сил
для решения
трудовой задачи
• Формировать
способность
бережно и
уважительно
относиться к
результатам своего
труда и труда
других людей
• Воспитывать
эстетические
чувства (удивление,
радость,
восхищение,
любовь) к
различным
объектам и
явлениям
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Художественноэстетическое
развитие
желание и умение
творить
окружающего мира
(природного,
бытового,
социокультурного),
к произведениям
разных видов,
жанров и стилей
искусства (в
соответствии с
возрастными
особенностями)
• Приобщать к
традициям и
великому
культурному
наследию
российского
народа, шедеврам
мировой
художественной
культуры с целью
раскрытия
ценностей
«Красота»,
«Природа»,
«Культура»
• Способствовать
становлению
эстетического,
эмоциональноценностного
отношения к
окружающему миру
для гармонизации
внешнего мира и
внутреннего мира
ребёнка
• Формировать
целостную картину
мира на основе
интеграции
интеллектуального
и эмоциональнообразного способов
его освоения
детьми
• Создавать
условия для
выявления,
развития и
реализации
творческого
потенциала
каждого ребёнка с
учётом его
индивидуальности
• Поддерживать
готовность детей к
творческой
самореализации
2.8.3.5. Формы совместной деятельности в образовательной организации.
1) Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста
должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ДОО.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей
(законных представителей), используемые в ДОО в процессе воспитательной работы:
- родительские собрания;
- педагогические лектории;
- родительские семинары и семинары-практикумы;
- круглые столы;
- родительские клубы;
- мастер-классы.
2) События образовательной организации.
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором активность
взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного опыта переживания той или иной
ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно
возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее. Например, в
дошкольных группах традицией является приглашение родителя (мамы или папы) с целью
показа трудовых действий по достижению результата (изготовление ящика для рассады,
пошив рубашки для персонажа Емели и т.п.); главная ценность этих событий в формировании
гордости детей за своих родителей.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому
педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребёнком.
Особенности проведения традиционных событий, праздников, мероприятий в МБДОУ
«Детский сад № 24 «Светлячок» описаны в п. 2.8.3.1.3. Программы.
3) Совместная деятельность в образовательных ситуациях.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой
организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению ООП ДО, в рамках
которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребёнка в ДОО.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных
ситуациях в ДОО относятся:
- ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
- социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление
рассказов из личного опыта;
- чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
- разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-инсценировки;
- рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
- организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских,
детских поделок и тому подобное),
- экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
- игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
- демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример
педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт,
похвала, поощряющий взгляд).
2.8.3.6. Организация предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:
- знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО; компоненты
среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных
условий, в которых находится ДОО;
- компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность
(к примеру, «Экологическое окно» во всех дошкольных группах);
- компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной
деятельности (открытое пространство группы; обилие конструктивных материалов,
стимулирующих детей к самостоятельному созданию игрового пространства);
- компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний,
необходимость научного познания, формирующие научную картину мира («миры» как
компоненты среды дошкольных групп);
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также
отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья,
раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру
России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа.
Вся среда ДОО должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для РППС необходимо ориентироваться на
продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и
оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного
возраста и иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
2.8.3.7. Социальное партнерство.
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные праздники,
торжественные мероприятия и тому подобное);
- проведение на базе организаций-партнёров различных мероприятий, событий и акций
воспитательной направленности (например, на базе «Точки роста» МБОУ СОШ №73);
- реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно
разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с
организациями-партнерами.
Позитивные отношения с МБОУ СОШ № 73, куда поступают многие выпускники
ДОУ, выражаются в следующем: совместная работа по формированию мотивационной сферы
у дошкольников, что положительно сказывается на общей готовности детей к школьному
обучению; вошли в практику посещения учениками начальной школы (нашими
выпускниками) старших и подготовительных групп ДОУ (цель визитов школьников –
совместная игровая деятельность, что способствует формированию у наших детей
коммуникативных умений и навыков общения со старшими сверстниками, тем самым
помогает снять психологический барьер при переходе их в школу); взаимные просмотры
занятий и уроков педагогами и учителями дополнены особенностью – проведение учителем
занятия с его будущими учениками в стенах ДОУ (старшие группы).
ДОУ тесно взаимодействует с социальными институтами города с целью повышения
качества образовательных услуг и уровня реализации ФГОС дошкольного образования по
разным направлениям развития детей: МБУ «Центральная городская детская библиотека им
А.П.Гайдара», МБУ «Музейно-выставочный комплекс», куда организуются экскурсии детей.
При реализации плана работы с детьми 3-7 лет по предупреждению дорожно-транспортного
травматизма и ознакомлению с правилами пожарной безопасности «Ребенок. Дорога. Огонь»
осуществляется взаимодействие с инспекторами ГИБДД и федеральной пожарной службы
путем: проведения совместных познавательно-игровых мероприятий с детьми, экскурсий,
участия ДОУ в конкурсах детского и семейного творчества.
2.8.4. Организационный раздел Программы воспитания.
2.8.4.1. Кадровое обеспечение.
Функционал, связанный с организацией, реализацией, обеспечением воспитательной
деятельности выполняют все сотрудники ДОУ: педагогические кадры, администрация,
вспомогательный персонал. Именно включенность всего коллектива даёт возможность
создать особую воспитательную атмосферу ДОУ.
2.8.4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Для реализации программы воспитания ДОО используется практическое руководство
«Воспитателю о воспитании», представленное в открытом доступе в электронной форме на
платформе институтвоспитания.рф; книга «О красоте провессии воспитателя», автор В.Т.
Иванова и другие.
В важных локальных нормативных актах также большое место отведено воспросам
воспитания и этике отношений среди участников образовательного процесса:
- Правила внутреннего трудового распорядка для работников МБДОУ «Детский сад
№24 «Светлячок» https://24lsy.tvoysadik.ru/upload/ts24lsy_new/files/f6/0b/f60b90fca488749ede31fbbd84097b71.pdf
- Правила внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ «Детский сад № 24
«Светлячок» https://24lsy.tvoysadik.ru/upload/ts24lsy_new/files/af/ee/afeee2cabeee773ab4f327073f3a91e7.pdf
- Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников МБДОУ
«Детский сад № 24 «Светлячок»
https://24lsy.tvoysadik.ru/upload/ts24lsy_new/files/5e/9b/5e9b793c952a4d711a02cfce745821ce.pdf
2.8.4.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОО не зависит от наличия
(отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОО лежат традиционные ценности российского
общества. В ДОО созданы особые условия воспитания (сопровождение ребёнка и его семьи)
для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети
с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально
уязвимых групп (воспитанники из опекунских и замещающих семей), одаренные дети и
другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого
ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных,
психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему
оптимальную социальную ситуацию развития.
В ДОО созданы следующие условия, обеспечивающие достижение целевых
ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми
образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности,
партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации,
ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с
особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности
ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой
категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности,
охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных
потребностей ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об
интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть
понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями;
5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка
дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.