23.01.2020
Труд как деятельность, форма и средство
развития и саморазвития индивидуальности по программе «Детский сад – Дом
радости»
«Труд детей дошкольного возраста является
важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания в детском саду может и
должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и
необходимость труда… относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для
проявления творчества личности и её талантов»
А.С.Макаренко
У каждого дошкольника
появляется потребность в деятельности (игровая, познавательная,
коммуникативная, исследовательская, трудовая). Это является предпосылкой для воспитания
личности, формирования нравственных качеств.
В работе по технологии
«Детский сад – Дом радости» привлекает то, что её автором – Натальей Михайловной Крыловой, создан
целостный, непрерывный, личностно-ориентированный педагогический процесс
воспитания дошкольников, предоставляется ежедневная возможность для самосовершенствования
и обогащения детского коллектива через все виды деятельности.
Большое значение придаётся трудовому
воспитанию, привлечению детей к самостоятельному посильному труду, наблюдению
за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, формированию у
ребёнка нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Труд понимается как целенаправленная
деятельность человека по преобразованию предмета труда, с помощью средств труда
и трудовых действий в результат, удовлетворяющий какие-либо потребности
человека. Дети осваивают структуру деятельности, учатся задумывать цель,
готовить свое рабочее место для продуктивных видов деятельности, анализировать
результат.
Методика руководства трудом
включает такие средства и приёмы мотивации, которые вызывают у ребёнка желание
охотно принимать поставленную цель и достигать её, позволяют ребёнку испытывать
радость от самостоятельного процесса труда («Я сам сделал!»).
Чаще всего используется приём
Тома Сойера (вспомните, как он красил забор, как показывал всем, что от этой
работы получает огромное удовольствие, что всем его друзьям тоже захотелось
покрасить забор). Воспитатель моет чашку, игрушку, стул с таким неподдельным
удовольствием, что ребёнок, глядя на него, говорит: «Я тоже так хочу научиться!» Параллельно в речевой работе с детьми
младшей группы используется полилог, когда все дети проговаривают фразы, чтобы
не гасить детскую речевую активность.
Уже с младшей группы мы
приучаем детей к тому, что нужно прогнозировать результат своего труда. Для
этого используется модель выполнения любой деятельности – ладошка/рука, где:
-мизинец – цель, т.е. что я
задумал сделать (например, задумал сделать руки чистыми);
-безымянный палец – предмет
труда (из чего хотим сделать, т.е. исходное состояние – сейчас руки грязные);
-средний палец – средства
труда (какие инструменты нам нужны, чтобы это сделать, в данном случае мыло,
вода, полотенце);
-указательный палец – действия
(порядок действий, в данном случае сначала намылим, затем разотрём каждый
пальчик, сделаем «манжеты», смоем мыло водой и т.д.);
-большой палец – результат (какой
мы получим результат от проделанной работы, в данном случае руки чистые, сухие;
в качестве доказательства чистое, но мокрое полотенце).
Алгоритм «Сделаем руки
чистыми» уже освоен нашими воспитанниками, дети делают это самостоятельно,
сопровождая свои действия потешками, стихами, отвечая на вопросы взрослого. Постепенно
осваивается последовательность одевания и раздевания, складывания одежды в
шкафчик и на стульчик перед сном. Также, во время приёма пищи, ребята научены
самостоятельно уносить приборы и посуду на специальный стол, вытирать рот
бумажной салфеткой и складывать тканевую салфетку специальным способом – «в
конверт».
Сегодня Любовь Михайловна (наш младший
воспитатель) показывала детям «Театр труда
няни» на тему: «Сделаем чашки чистыми». Дети с интересом наблюдали за её
действиями, а потом самостоятельно, каждый из них смог вымыть чашки для кукол.
Свои действия ребята опосредовали речью – проговаривали все этапы работы,
объясняли последовательность, отвечали на вопросы. Любовь Михайловна похвалила
помощников и обещала, что скоро научит их сервировать стол.
А об этом мы расскажем позже…