Речевое развитие детей 4-5 лет
Рабочая программа разработана учителем-логопедом Щучьевой Анастасией Андреевной с учетом потребностей и возможностей детей пятого года жизни, имеющих нарушения зрения.
Структура рабочей программы представлена тремя разделами.
I целевой раздел программы раскрывает нормативно-правовую базу, цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к её формированию, возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей 4-5 лет, планируемые результаты освоения программы.
Рабочая программа составлена в соответствии с современными нормативно-правовыми документами на основе программ:
- Коррекционной «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвёртого вида для детей с нарушением зрения, (раздел «Коррекционная работа в детском саду») под редакцией Л.И.Плаксиной.
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад – Дом радости» / Н.М.Крылова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Примерной адаптированной Программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет/ Нищева Н. В.- СПб.: Детство-пресс, 2015.
Рабочая программа предусматривает не механическое соединение данных программ, а их интеграцию, сочетание на основе коррекционно-развивающих принципов.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, формировать лексико-грамматические категории и развивать связную речь у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Курс занятий направлен на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую, развитие связной речи).
В соответствии с целью реализуются следующие задачи программы:
1) развитие фонематического слуха и формирование навыка звуко-слогового анализа;
2) развитие артикуляционной моторики;
3) обогащение, уточнение и активизация словаря, развитие навыка словоизменения и словообразования; упражнять в использовании различных по структуре предложений; упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения;
4) развитие связной речи детей.
5) развитие свободного общение со взрослыми и детьми, формирование коммуникативно-речевых умений в диалогической и монологической формах речи;
6) формирование общей культуры детей, развитие качества самостоятельности, инициативности ребенка, предпосылки учебной деятельности личности.
Приоритетным направлением в логопедической деятельности является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия.
Во II содержательном разделе программы описаны формы и способы образовательной деятельности, методы и приемы преподавания, средства обучения, приведены учебный план, календарный учебный график, рабочая программа подгрупповых и индивидуально-подгрупповых занятий, план взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.
III организационный раздел рабочей программы посвящен описанию материально-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса, оценочных материалов.