Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ "Детский сад № 24 "Светлячок" посещают дети с ОВЗ (слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием) - 50 человек от 2-х до 8-и лет (2022-2023уч.г.) и дети-инвалиды - 4 человека (2022-2023уч.г.). В ДОУ разработана и реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием раннего и дошкольного возраста; образование детей-инвалидов осуществляется в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида (при наличии). Созданные специальные условия касаются архитектурной доступности, оснащения развивающей предметно-пространственной среды и образовательного процесса, применения специфичных методов и приёмов работы с детьми, индивидуального сопровождения воспитанников.

С детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами работают квалифицированные кадры: воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. 100% педагогических работников прошли повышение квалификации по теме: "Организация работы с детьми с ОВЗ" в размере 72ч.

Для индивидуального сопровождения ребёнка-инвалида по слуху учитель-логопед Назарова А.А. прошла профессиональную переподготовку по теме "Специальная педагогика. Сурдопедагогика" (510ч., 2021г.); для сопровождения инвалидов в помещениях организации музыкальный руководитель Пьянкова Т.А. прошла повышение квалификации по теме "Тьюторское сопровождение обучающихся в образовательной организации" (72ч., 2021г.); воспитатель Рожина О.В. прошла повышение квалификации по теме "Тифлопедагогическое сопровождение слепых и слабовидящих детей раннего возраста" (72ч., 2021г.).

Специально оборудованные учебные кабинеты

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды, помимо осуществляемой воспитателями образовательной и коррекционно-развивающей деятельности в помещениях групп, занимаются в специально оборудованных учебных кабинетах:

- в здании № 1 (ул. Ленина, 3в) -2 кабинета учителей-логопедов;

- в здании № 2 (ул. Ленина, 3б) -кабинет педагога-психолога, кабинет дополнительного образования.

Специальным физкультурным оборудованием оснащен физкультурно-музыкальный зал в здании № 1.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В здании № 1 по ул. Ленина, 3в имеется:

- групповые ячейки - 5;

- совмещенный физкультурно-музыкальный зал;

- кабинет учителя-логопеда – 2.

За зданием оборудована физкультурная площадка, оснащенная необходимым оборудованием.

В здании № 2 по ул. Ленина, 3б имеется:

- групповые ячейки – 5;

- физкультурный зал;

- музыкальный зал;

- кабинет педагога-психолога;

- кабинет дополнительного образования.


Каждая группа имеет отдельный участок для обеспечения полноценных прогулок детей.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад обеспечен методической литературой, детской художественной литературой, справочными изданиями, периодическими изданиями (журналы и газеты). Помимо информационно-методического кабинета ДОУ во всех группах и кабинетах специалистов оборудованыметодическиемини-кабинеты, в которых программно-методическое обеспечение систематизировано по разделам программы, детская литература – по жанровой принадлежности и с учетом тематического планирования; имеются демонстрационные, раздаточные материалы, учебные пособия, игровое сменяемое оборудование.

В группах для детей с ОВЗ (слабовидящие дети, дети с амбиопией и косоглазием) и детей-инвалидов используются наборы детских книг с рельефно-тактильными изображениями, полученными от Фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых и слабовидящих детей".

Приобретаемая детская литература и демонстрационные материалы, находящиеся в фонде библиотеки ДОУ, проходит предварительный отбор относительно качества изображений, которые должны отвечать следующим требованиям:

- определенный размер для фронтальных демонстраций и раздаточного материала;

- контрастность объекта и фона, оконтуривание черным цветом изображений для повышения различительной чувствительности зрения;

- оконтуривание темно-зеленым, коричневым цветом демонстрационных картинок для сужения поля зрения;

- насыщенность цветов (пастельные, спокойные цвета в работе с детьми с нарушениями зрения, по возможности, избегаются);

- исключение несущественных деталей из сюжетных изображений;

- использование различных изображений для развития зрительного восприятия: черно-белых, цветных, контурных, силуэтных, штриховых;

- недопустимость предъявления ламинированного (или в файлах) демонстрационного и раздаточного материала из-за световых бликов, затрудняющих зрительное восприятие детей.

Для соблюдения перечисленных требований педагоги и специалисты доводят до совершенства фабричные демонстрационные пособия и некоторые изготавливают сами, при этомиспользуют преимущественно красный, желтый, оранжевый цвет для стимуляции зрительного нерва, зелёный - для его расслабления.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для использования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами оборудован физкультурно-музыкальный зал в здании № 1 (ул.Ленина, 3в). В наличии:

- Набор «Универсальный» спортивно-игровой – 1шт.

- Батуты (разные) – 6 шт.

- Набор «Кузнечик» – 2 шт.

- Игровая дорожка – 2 шт.

- Коврик «Топ-топ» – 2 шт.

- Коврик со следами – 2 шт.

- Сухой бассейн – 1 шт.

- Маты сборные – 6 шт.

- Вестибулярный тренажер «Перекати поле» – 1шт.

- Баскетбол «Юниор» – 2 шт.

- Тоннель – 4 шт.

- Шведская стенка с оборудованием – 1 шт.

- Дорожки массажные – 10 шт.

- Мячи-прыгуны – 10 шт.

- Дуги для подлезания – 2 шт.

- Мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, мешочки для метания – по 12 шт.

- Комплекты лыж с ботинками – 12 шт.

-Специальное спортивное оборудование для коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения и детей-инвалидов:Хочу такой сайт

- мячи на резинках 2-х размеров,

- «поймайки» с кольцами и шариками,

- балансиры,

- мини-ходули,

- тренажеры (разные) – 10 шт. (тифлопедагогика рекомендует использовать тренажеры, особенно в осенне-зимний период),

- мобильный набор мячей для игры БОЧЧА (получен от Благотворительного фонда«Фонд по поддержке спорта в Свердловской области А.В. Шипулина» в 2018 году).Целью проекта Благотворительного фонда является профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата как первичного или вторичного дефекта у детей дошкольного возраста с различными типами ОВЗ, в нашем случае – как вторичного дефекта по причине нарушения зрения,

- беговелы - 5шт. (с защитной экипировкой); проведение занятий по физической культуре, спортивных соревнований и развлечений с использованием беговелов позволяет не только развивать зрительно-моторную координацию, ловкость, мобильность у детей с нарушением зрения, но и придаёт образовательному процессу дополнительные положительные эмоции, повышает интерес воспитанников к деятельности(получены от Благотворительного фонда«Фонд по поддержке спорта в Свердловской области А.В. Шипулина» в 2021 году).

В мае 2021 года за зданием № 1 оборудована физкультурная площадка с необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий на улице, проведения эстафет, спортивных соревнованийаскетбольные стойки со щитами, стойки волейбольные с сеткой, гимнастическое бревно, заборчик с вертикальными перекладинами, рукоход, турник двухуровневый, шведская стенка уличная, яма для прыжков в длину с места с резиновыми плитками).

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ "Детский сад № 24 "Светлячок" используются средства обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО:

Для полноценного физического развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в каждой группе оборудованы физкультурные уголки, где имеются все необходимые пособия для проведения утренней гимнастики, подвижных игр, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по развитию основных движений: мячи, дуги, обручи, кегли, скакалки и др. Для детей с нарушениями зрения физкультурные уголки обогащены тренажерами «Бегущий по волнам», всевозможными пособиями на развитие зрительно-двигательной координации: бильбоке, гольф, напольные и настенные дорожки движения.

Познавательное и речевое развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется посредством организации в группах: уголков природы и экспериментирования, зон для дидактических (математических, логических) игр, речевых и книжных уголков (художественно-речевых зон), "миров" предметов.В группах для детей с нарушением зрения оборудованы коррекционно-компенсаторные зоны, призванные активизировать сохранные анализаторы в процессе познания, оформлены зрительно-двигательные траектории, дорожки слежения, зрительные тренажеры. Средства наглядной информации отвечают требованиям, предъявляемым АООП(оконтуривание изображения, применение цветовой гаммы, стимулирующей зрительный нерв, отсутствие бликующих поверхностей и др.).

Для художественно-эстетического развития детей в группах имеется разнообразный изобразительный материал, доступный детям для самостоятельной творческой деятельности, образцы изделий народных мастеров, репродукции известных художников, оформленные педагогами игры для обучения детей отдельным изобразительным элементам, составлению композиции и ритмического рисунка, подбору цветовой гаммы.В группах для детей с нарушениями зрения изоуголки дополнены специальными играми и пособиями на формирование цветовосприятия, восприятия формы цветовых, контурных и силуэтных изображений.

В групповых комнатах оборудованы игровые уголки для социально-коммуникативного развития детей: сюжетно-ролевой игры, уголки уединения, уголки релаксации, уголки семьи. Педагогами разработаны картотеки игр, направленных на формирование эмоционально-волевой сферы детей, нравственных представлений.

Кроме печатного и разнообразного демонстрационного материала в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами используются:

- электронные образовательные ресурсы;

- интерактивное оборудование.

По запросу родителей (законных представителей), во время длительного отсутствия ребёнка в ДОУ, воспитатели и специалисты предоставляют образовательные услугидетям-инвалидам и детям с ОВЗв дистанционном режиме посредством мессенджеров, скайпа.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

В 2018 году МБДОУ «Детский сад № 24 «Светлячок» успешно прошёл отбор и стал участником государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. В рамках реализации программы были созданы условия архитектурной доступности:

- тротуарная дорожка с разметкой тактильных путей;

- установлен телескопический пандус внутри здания для подъема на первый этаж;

- установлены поручни вдоль стен внутри здания;

- установлена кнопка вызова персонала (два входа в здание, санитарно-гигиеническая комната группы № 17).


В последующее время были осуществлены мероприятия:

- продублированы рельефно-точечным шрифтом Брайля надписи помещений ДОУ, сделаны тактильные вывески с информацией об учреждении;

- приобретено кресло-коляска;

- санитарно-гигиенические помещения оборудованы поручнями для инвалидов.

Ежегодно обновляется контрастная разметка ступеней в зданиях ДОУ.

Паспорт доступности_ДОУ № 24_ здание № 1 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575823 Директор/Заведующий Сорокина Татьяна Юрьевна Дата подписания документа 12.07.2022 17:22:28 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Паспорт доступности _ДОУ № 24_ здание № 2 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575823 Директор/Заведующий Сорокина Татьяна Юрьевна Дата подписания документа 12.07.2022 17:22:30 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Отсутствие технической возможности организации стоянки для инвалидов_Письмо МКУ УГХ от 06.05.2021 № 04-04_685 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575823 Директор/Заведующий Сорокина Татьяна Юрьевна Дата подписания документа 13.07.2022 15:56:59 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Об установлении приспособления для дублирования звуковой и зрительной информации_Акт от 07.06.2021г. Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575823 Директор/Заведующий Сорокина Татьяна Юрьевна Дата подписания документа 20.07.2022 09:58:52 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Специальные условия питания

В МБДОУ "Детский сад № 24 «Светлячок» организовано питание воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 и СП 2.3/2.4.3590-20.

В каждом здании имеется пищеблок с технологическим и холодильным оборудованием. Пищеблоки имеют соответствующий набор цехов и помещений. Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблоков соответствуют санитарным правилам и нормам. В групповых комнатах выделены обеденные зоны, в 4-х группах есть буфетные комнаты, совмещенные с групповыми; они оснащены в соответствии с требованиями охраны труда и санитарно-гигиеническими нормами.

Контроль за качеством питания осуществляетзаведующий детским садом, шеф-повар,медицинская сестра. Имеется 5-недельное утвержденное меню, отвечающее требованиям сбалансированного питания. В детском саду 5-и разовое питание: завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник, ужин. В группах организован питьевой режим, который учитывает сезонность (повышение кратности в летний период); используется кипяченая вода, которая доступна детям в течение времени пребывания в ДОУ. При организации процесса питания воспитатели и младшие воспитатели учитывают индивидуальные физические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов и, по возможности,пищевые пристрастия детей.

Специальные условия охраны здоровья

Специальными условиями охраны здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются:

- наличие кадров ФГБУЗ ЦМСЧ 91 ФМБА России (детская поликлиника):врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, которые осуществляют, соответственно, офтальмологическое назначение и лечение детей с нарушениями зрения;

- наличие в здании № 1кабинета охраны зрения, в котором специализированную офтальмологическую помощь (лечение на аппаратах) получаютдети с ОВЗ,имеющие нарушения зрения, идети-инвалиды по зрению;

- наличие в "глазных" группах коррекционно-развивающих зон (уголков) для проведения воспитателями плеоптической работы по формированию зрительного восприятия и развитию компенсаторных механизмову детей с ОВЗ.


Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В образовательной деятельности используется 4 ИПК, доступ воспитанников к сети Интернет отсутствует.

В 8-и дошкольных группах ДОУ имеются ЖК-телевизоры, которые используются педагогами дляпросмотра детьмипрезентаций, учебных фильмов.В группах для детей с ОВЗ и детей-инвалидовиспользование ЖК-телевизоров даёт возможность демонстрации больших изображений, выполненных педагогами с учетом требований, предъявляемых к наглядности для детей с нарушениями зрения (чёткий чёрный контур, незашумленность поля зрения, отсутствие люминисцентных цветов и т.д.), а, также, специальных плеоптических игр, направленных на формирование зрительного восприятия.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МБДОУ "Детский сад № 24 "Светлячок" обеспечивается доступ детей-инвалидов и детей с ОВЗ к электронным образовательным ресурсам. Под руководством педагогических работников в совместной образовательной деятельности используются ЭОР:

- презентационные материалы;

- обучающие программы;

- компьютерные игры.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МБДОУ "Детский сад № 24 "Светлячок" имеются в наличии специальные технические средства обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

- компьютерная игровая программа «Плеоптика 3» (набор из 6 игр, способствующих развитию зрительного восприятия детей с ОВЗ и детей-инвалидов, имеющих нарушения тех или иных зрительных функций;

- лупа настольная "Prym", с подсветкой, на подставке - 2шт. (для детей-инвалидов по зрению);

- интерактивный компьютерный комплекс с развивающе-коррекционной методикой с видеобиоуправлением "Тимокко" (для развития зрительного восприятия, когнитивных функций и коррекции двигательных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов по зрению и с ДЦП);

- образовательная система EDUQUEST с моноблоком (интерактивный рабочий стол с крупными кнопками и двумя пультами управления рассчитан на использование детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Десять тематических модулей и более 200 заданий направлены на развитие мышления, когнитивных функций и моторики детей с ОВЗ и детей-инвалидов).

- обучающий комплекс «Умка» (программируемые мини-роботы Bee-Bot), который является эффективным средством формирования у детей-инвалидов по зрению и с ДЦП зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, глазомера.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие / интернат отсутствуют.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Общежитие / интернат отсутствуют.
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».