Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ "Детский сад № 24 "Светлячок" посещают дети с ОВЗ (слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием) - 50 человек от 2-х до 8-и лет (2022-2023уч.г.) и дети-инвалиды - 4 человека (2022-2023уч.г.). В ДОУ разработана и реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием раннего и дошкольного возраста; образование детей-инвалидов осуществляется в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида (при наличии). Созданные специальные условия касаются архитектурной доступности, оснащения развивающей предметно-пространственной среды и образовательного процесса, применения специфичных методов и приёмов работы с детьми, индивидуального сопровождения воспитанников.
С детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами работают квалифицированные кадры: воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. 100% педагогических работников прошли повышение квалификации по теме: "Организация работы с детьми с ОВЗ" в размере 72ч.
Для индивидуального сопровождения ребёнка-инвалида по слуху учитель-логопед Назарова А.А. прошла профессиональную переподготовку по теме "Специальная педагогика. Сурдопедагогика" (510ч., 2021г.); для сопровождения инвалидов в помещениях организации музыкальный руководитель Пьянкова Т.А. прошла повышение квалификации по теме "Тьюторское сопровождение обучающихся в образовательной организации" (72ч., 2021г.); воспитатель Рожина О.В. прошла повышение квалификации по теме "Тифлопедагогическое сопровождение слепых и слабовидящих детей раннего возраста" (72ч., 2021г.).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды, помимо осуществляемой воспитателями образовательной и коррекционно-развивающей деятельности в помещениях групп, занимаются в специально оборудованных учебных кабинетах:
- в здании № 1 (ул. Ленина, 3в) -2 кабинета учителей-логопедов;
- в здании № 2 (ул. Ленина, 3б) -кабинет педагога-психолога, кабинет дополнительного образования.
Специальным физкультурным оборудованием оснащен физкультурно-музыкальный зал в здании № 1.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В здании № 1 по ул. Ленина, 3в имеется:
- групповые ячейки - 5;
- совмещенный физкультурно-музыкальный зал;
- кабинет учителя-логопеда – 2.
За зданием оборудована физкультурная площадка, оснащенная необходимым оборудованием.
В здании № 2 по ул. Ленина, 3б имеется:
- групповые ячейки – 5;
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- кабинет педагога-психолога;
- кабинет дополнительного образования.
Каждая группа имеет отдельный участок для обеспечения полноценных прогулок детей.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Детский сад обеспечен методической литературой, детской художественной литературой, справочными изданиями, периодическими изданиями (журналы и газеты). Помимо информационно-методического кабинета ДОУ во всех группах и кабинетах специалистов оборудованыметодическиемини-кабинеты, в которых программно-методическое обеспечение систематизировано по разделам программы, детская литература – по жанровой принадлежности и с учетом тематического планирования; имеются демонстрационные, раздаточные материалы, учебные пособия, игровое сменяемое оборудование.
В группах для детей с ОВЗ (слабовидящие дети, дети с амбиопией и косоглазием) и детей-инвалидов используются наборы детских книг с рельефно-тактильными изображениями, полученными от Фонда "Иллюстрированные книжки для маленьких слепых и слабовидящих детей".
Приобретаемая детская литература и демонстрационные материалы, находящиеся в фонде библиотеки ДОУ, проходит предварительный отбор относительно качества изображений, которые должны отвечать следующим требованиям:
- определенный
размер для фронтальных демонстраций и раздаточного материала;
-
контрастность объекта и фона,
оконтуривание черным цветом изображений для повышения различительной
чувствительности зрения;
-
оконтуривание темно-зеленым, коричневым цветом демонстрационных картинок для
сужения поля зрения;
- насыщенность цветов (пастельные, спокойные цвета в работе с детьми с нарушениями зрения, по возможности, избегаются);
- исключение
несущественных деталей из сюжетных изображений;
-
использование различных изображений для развития зрительного восприятия: черно-белых,
цветных, контурных, силуэтных, штриховых;
-
недопустимость предъявления ламинированного (или в файлах) демонстрационного и
раздаточного материала из-за световых бликов, затрудняющих зрительное восприятие
детей.
Для соблюдения перечисленных требований педагоги и специалисты доводят до совершенства фабричные демонстрационные пособия и некоторые изготавливают сами, при этомиспользуют преимущественно красный, желтый, оранжевый цвет для стимуляции зрительного нерва, зелёный - для его расслабления.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для использования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами оборудован физкультурно-музыкальный зал в здании № 1 (ул.Ленина, 3в). В наличии:
- Набор «Универсальный» спортивно-игровой – 1шт.
- Батуты (разные) – 6 шт.
- Набор «Кузнечик» – 2 шт.
- Игровая дорожка – 2 шт.
- Коврик «Топ-топ» – 2 шт.
- Коврик со следами – 2 шт.
- Сухой бассейн – 1 шт.
- Маты сборные – 6 шт.
- Вестибулярный тренажер «Перекати поле» – 1шт.
- Баскетбол «Юниор» – 2 шт.
- Тоннель – 4 шт.
- Шведская стенка с оборудованием – 1 шт.
- Дорожки массажные – 10 шт.
- Мячи-прыгуны – 10 шт.
- Дуги для подлезания – 2 шт.
- Мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, мешочки для метания – по 12 шт.
- Комплекты лыж с ботинками – 12 шт.
-Специальное спортивное оборудование для коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения и детей-инвалидов:
- мячи на резинках 2-х размеров,
- «поймайки» с кольцами и шариками,
- балансиры,
- мини-ходули,
- тренажеры (разные) – 10 шт. (тифлопедагогика рекомендует использовать тренажеры, особенно в осенне-зимний период),
- мобильный набор мячей для игры БОЧЧА (получен от Благотворительного фонда«Фонд по поддержке спорта в Свердловской области А.В. Шипулина» в 2018 году).Целью проекта Благотворительного фонда является профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата как первичного или вторичного дефекта у детей дошкольного возраста с различными типами ОВЗ, в нашем случае – как вторичного дефекта по причине нарушения зрения,
- беговелы - 5шт. (с защитной экипировкой); проведение занятий по физической культуре, спортивных соревнований и развлечений с использованием беговелов позволяет не только развивать зрительно-моторную координацию, ловкость, мобильность у детей с нарушением зрения, но и придаёт образовательному процессу дополнительные положительные эмоции, повышает интерес воспитанников к деятельности(получены от Благотворительного фонда«Фонд по поддержке спорта в Свердловской области А.В. Шипулина» в 2021 году).
В мае 2021 года за зданием № 1 оборудована физкультурная площадка с необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий на улице, проведения эстафет, спортивных соревнований(баскетбольные стойки со щитами, стойки волейбольные с сеткой, гимнастическое бревно, заборчик с вертикальными перекладинами, рукоход, турник двухуровневый, шведская стенка уличная, яма для прыжков в длину с места с резиновыми плитками).
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ "Детский сад № 24 "Светлячок" используются средства обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО:
Для полноценного физического развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в каждой группе оборудованы физкультурные уголки, где имеются все необходимые пособия для проведения утренней гимнастики, подвижных игр, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по развитию основных движений: мячи, дуги, обручи, кегли, скакалки и др. Для детей с нарушениями зрения физкультурные уголки обогащены тренажерами «Бегущий по волнам», всевозможными пособиями на развитие зрительно-двигательной координации: бильбоке, гольф, напольные и настенные дорожки движения.
Познавательное и речевое развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется посредством организации в группах: уголков природы и экспериментирования, зон для дидактических (математических, логических) игр, речевых и книжных уголков (художественно-речевых зон), "миров" предметов.В группах для детей с нарушением зрения оборудованы коррекционно-компенсаторные зоны, призванные активизировать сохранные анализаторы в процессе познания, оформлены зрительно-двигательные траектории, дорожки слежения, зрительные тренажеры. Средства наглядной информации отвечают требованиям, предъявляемым АООП(оконтуривание изображения, применение цветовой гаммы, стимулирующей зрительный нерв, отсутствие бликующих поверхностей и др.).
Для художественно-эстетического развития детей в группах имеется разнообразный изобразительный материал, доступный детям для самостоятельной творческой деятельности, образцы изделий народных мастеров, репродукции известных художников, оформленные педагогами игры для обучения детей отдельным изобразительным элементам, составлению композиции и ритмического рисунка, подбору цветовой гаммы.В группах для детей с нарушениями зрения изоуголки дополнены специальными играми и пособиями на формирование цветовосприятия, восприятия формы цветовых, контурных и силуэтных изображений.
В групповых комнатах оборудованы игровые уголки для социально-коммуникативного развития детей: сюжетно-ролевой игры, уголки уединения, уголки релаксации, уголки семьи. Педагогами разработаны картотеки игр, направленных на формирование эмоционально-волевой сферы детей, нравственных представлений.
Кроме печатного и разнообразного демонстрационного материала в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами используются:
- электронные образовательные ресурсы;
- интерактивное оборудование.
По запросу родителей (законных представителей), во время длительного отсутствия ребёнка в ДОУ, воспитатели и специалисты предоставляют образовательные услугидетям-инвалидам и детям с ОВЗв дистанционном режиме посредством мессенджеров, скайпа.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В 2018 году МБДОУ «Детский сад № 24 «Светлячок» успешно прошёл отбор и стал участником государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. В рамках реализации программы были созданы условия архитектурной доступности:
- тротуарная дорожка с разметкой тактильных путей;
- установлен телескопический пандус внутри здания для подъема на первый этаж;
- установлены поручни вдоль стен внутри здания;
- установлена кнопка вызова персонала (два входа в здание, санитарно-гигиеническая комната группы № 17).
В последующее время были осуществлены мероприятия:
- продублированы рельефно-точечным шрифтом Брайля надписи помещений ДОУ, сделаны тактильные вывески с информацией об учреждении;
- приобретено кресло-коляска;
- санитарно-гигиенические помещения оборудованы поручнями для инвалидов.
Ежегодно обновляется контрастная разметка ступеней в зданиях ДОУ.
Специальные условия питания
В МБДОУ "Детский сад № 24 «Светлячок» организовано питание воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в соответствии с Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 и СП 2.3/2.4.3590-20.
В каждом здании имеется пищеблок
с технологическим и
холодильным оборудованием. Пищеблоки имеют соответствующий набор цехов и помещений.
Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблоков соответствуют санитарным
правилам и нормам. В групповых комнатах выделены обеденные зоны, в 4-х группах
есть буфетные комнаты, совмещенные с
групповыми; они оснащены в соответствии
с требованиями охраны труда и санитарно-гигиеническими нормами. Контроль за
качеством питания осуществляетзаведующий детским садом, шеф-повар,медицинская сестра. Имеется 5-недельное утвержденное меню, отвечающее требованиям сбалансированного питания. В детском саду 5-и разовое
питание: завтрак, 2-ой завтрак, обед, полдник, ужин. В группах организован питьевой режим, который учитывает
сезонность (повышение кратности в летний период); используется кипяченая вода, которая доступна детям в течение времени пребывания в ДОУ. При организации процесса питания воспитатели и младшие воспитатели учитывают индивидуальные физические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов и, по возможности,пищевые пристрастия детей.
Специальные условия охраны здоровья
Специальными условиями охраны здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются:
- наличие кадров ФГБУЗ ЦМСЧ 91 ФМБА России (детская поликлиника):врача-офтальмолога, медсестры-ортоптистки, которые осуществляют, соответственно, офтальмологическое назначение и лечение детей с нарушениями зрения;
- наличие в здании № 1кабинета охраны зрения, в котором специализированную офтальмологическую помощь (лечение на аппаратах) получаютдети с ОВЗ,имеющие нарушения зрения, идети-инвалиды по зрению;
- наличие в "глазных" группах коррекционно-развивающих зон (уголков) для проведения воспитателями плеоптической работы по формированию зрительного восприятия и развитию компенсаторных механизмову детей с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной деятельности используется 4 ИПК, доступ воспитанников к сети Интернет отсутствует.
В 8-и дошкольных группах ДОУ имеются ЖК-телевизоры, которые используются педагогами дляпросмотра детьмипрезентаций, учебных фильмов.В группах для детей с ОВЗ и детей-инвалидовиспользование ЖК-телевизоров даёт возможность демонстрации больших изображений, выполненных педагогами с учетом требований, предъявляемых к наглядности для детей с нарушениями зрения (чёткий чёрный контур, незашумленность поля зрения, отсутствие люминисцентных цветов и т.д.), а, также, специальных плеоптических игр, направленных на формирование зрительного восприятия.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ "Детский сад № 24 "Светлячок" обеспечивается доступ детей-инвалидов и детей с ОВЗ к электронным образовательным ресурсам. Под руководством педагогических работников в совместной образовательной деятельности используются ЭОР:
- презентационные материалы;
- обучающие программы;
- компьютерные игры.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ "Детский сад № 24 "Светлячок" имеются в наличии специальные технические средства обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
- компьютерная игровая программа «Плеоптика 3» (набор из 6 игр, способствующих развитию зрительного восприятия детей с ОВЗ и детей-инвалидов, имеющих нарушения тех или иных зрительных функций;
- лупа настольная "Prym", с подсветкой, на подставке - 2шт. (для детей-инвалидов по зрению);
- интерактивный компьютерный комплекс с развивающе-коррекционной методикой с видеобиоуправлением "Тимокко" (для развития зрительного восприятия, когнитивных функций и коррекции двигательных нарушений детей с ОВЗ и детей-инвалидов по зрению и с ДЦП);
- образовательная система EDUQUEST с моноблоком (интерактивный рабочий стол с крупными кнопками и двумя пультами управления рассчитан на использование детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Десять тематических модулей и более 200 заданий направлены на развитие мышления, когнитивных функций и моторики детей с ОВЗ и детей-инвалидов).
- обучающий комплекс «Умка» (программируемые мини-роботы Bee-Bot), который является эффективным средством формирования у детей-инвалидов по зрению и с ДЦП зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, глазомера.