Речевое развитие детей 6-7 лет
Рабочая программа разработана учителем-логопедом Богдановой Татьяны Федоровны с учетом потребностей и возможностей детей седьмого года жизни, имеющих нарушения зрения.
Структура рабочей программы представлена тремя разделами.
I целевой раздел программы раскрывает нормативно-правовую базу, цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к её формированию, возрастные и индивидуальные особенности речевого развития детей 6-7 лет, планируемые результаты освоения программы.
Рабочая программа составлена в соответствии с современными нормативно-правовыми документами на основе программ:
- Коррекционной «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвёртого вида для детей с нарушением зрения, (раздел «Коррекционная работа в детском саду») под редакцией Л.И.Плаксиной.
- Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад – Дом радости» / Н.М.Крылова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Примерной адаптированной Программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет/ Нищева Н. В.- СПб.: Детство-пресс, 2015.
Рабочая программа предусматривает не механическое соединение данных программ, а их интеграцию, сочетание на основе коррекционно-развивающих принципов.
Целью данной Программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с нарушением зрения седьмого года жизни и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольника с амблиопией и косоглазием.
Программа коррекционно-логопедической работы для детей с нарушениями зрения направлена на реализацию коррекционных задач:
1. Своевременное выявление детей с нарушениями речи в группе для детей с амблиопией и косоглазием.
2. Определение особых образовательных потребностей детей с выявленной патологией речи.
3. Разработка и реализация плана индивидуальной, подгрупповой и фронтальной логокоррекционной работы у детей с нарушениями речи в МДОУ и семье (включение родителей в коррекционно-образовательный процесс, обеспечение взаимодействия специалистов ДОУ: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, специалиста по физическому воспитанию).
4. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР, ФФН, ФНР в соответствии с их индивидуальными и подгрупповыми планами.
В процессе коррекционно-логопедической работы решаются следующие задачи:
1. Развитие понимания речи.
2. Устранение дефектов звукопроизношения (развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов, развитие речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация и введение их в речь).
3. Формирование слоговой структуры слова.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Развитие навыков звукового анализа.
6. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса дошкольников с ОНР.
7. Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
8. Развитие связной речи.
9. Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки.
10. Профилактика дисграфии.
11. Создание условий, способствующих освоению детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Приоритетным направлением в логопедической деятельности является охрана зрения детей, профилактика дальнейших зрительных нарушений и развитие зрительного восприятия.
Во II содержательном разделе программы описаны формы и способы образовательной деятельности, методы и приемы преподавания, средства обучения, приведены учебный план, календарный учебный график, рабочая программа фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами по коррекции недостатков и развитию речи детей, взаимодействие с семьями воспитанников.
III организационный раздел рабочей программы посвящен описанию материально-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса, оценочных материалов.